Update: Прошу прощения за дублирование записи. Когда я решила поднять эту запись, то забыла, сколько в ней комментариев и какой в этих комментариях ад. Я попыталась "уронить" ее обратно, но дайри не дают это сделать. Я долго думала, не удалить ли запись вместе со всеми комментариями, скопировав только текст поста, но в итоге решила оставить как есть, для истории. Однако комментарии здесь закрыты. Новая копия записи здесь.Предисловие переводчика: читать дальше
Этот пост был написан и переведен в 2009 году. Его автор - американская писательница и поэтесса Catherynne M. Valente; она пишет для взрослых и подростков в жанре фэнтези, который полушуточно называет "мифпанком", и обладает несколькими престижными наградами и номинациями, такими, как премия Андре Нортон и Хьюго.
Оригинал: Let Me Tell You a Story. Разрешение автора на перевод и публикацию получено.
Пост был написан по мотивам большой дискуссии/холивара RaceFail '09, которая происходила в 2009 г. среди писателей и поклонников научной фантастики и фэнтези (SFF). В этой дискуссии авторы SFF обсуждали практики и этику описания Другого, то есть персонажей, которые относятся к иным - в первую очередь менее привилегированным - группам: например, как белому писателю вводить в свои тексты не-белых персонажей, не воспроизводя при этом опасные стереотипы. Также обсуждались проблемы "голоса меньшинств", то есть ограничений в доступе к публикации менее привилегированных авторов - женщин, не-белых, не-гетеросексуальных, не-цисгендерных; и препятствия на пути публикации книг (и других произведений), в которых такие персонажи занимают центральное место. Большинство участвовавших в дискуссии авторов, стоит заметить, не сомневались в важности репрезентации не-белых, не-гетеросексуальных персонажей не-мужского пола/гендера; они обсуждали скорее то, как именно это делать корректно, когда пишешь о тех, чей опыт не можешь разделить. Первые два абзаца оригинального поста были опущены, потому что обрамляют его в контексте RaceFail, но не имеют прямого отношения к сути.Выделение
курсивом авторское. Выделение
полужирным мое.
Catherynne M. Valente (catvalente, ранее yuki-onna)Истории - это жизнь Для чего нужны истории?
...Я хочу высказаться на эту деликатную тему, и надеюсь, что вы прислушаетесь к моему голосу - одному среди многих. Это голос белого человека, но это также и голос женщины, и голос не-гетеросексуальный; говорить я буду обо всех этих вещах.
Знаете, почему мы так расстраиваемся, когда не видим женщин, цветных, геев, лесбиянок, трансгендеров и людей всех размеров и видов в научной фантастике и фэнтези? Да, это такая мелочь - о чем выбирают писать авторы фэнтези; не сравнить с равной оплатой труда, равными правами и защитой от насилия, правда? Но мы каждый раз так расстраиваемся, когда поднимается эта тема - когда в Dollhouse изнасилование выглядит милым и приятным, когда CSI каждую неделю наказывает женщин за то, что они живут, когда в космической опере есть люди синие и зеленые, но нет черных. Гетеросексуальные белые мужчины в Интернете ощетиниваются, потому что для них это ерунда, и они не понимают, почему мы поднимаем такой шум. Ну да, обидно, но откуда ярость? Почему это нас так задевает? Почему мы критикуем то, во что они вложили душу - работу всей их жизни?
У меня есть теория. Причина неочевидная, и обычно о ней не говорят.
Для чего нужны истории? В более широком смысле - не в смысле бестселлеров и великолепного Алана Мура. Рассказывание историй - важнейшее человеческое занятие со времен палеолита, усвоенное генетически. Костер и круг племени, шаман и кочевники. И хотя можно придумать много мотиваций этого ритуального действия, я хочу сосредоточиться на одной. Она относится в особенности к фольклору, сказкам, мифологии - а потому к фэнтези и научной фантастике.
Истории учат нас выживать. Они говорят, что жизнь может быть лучше, что можно преодолеть почти что угодно, даже самые странные вези, что можно войти в черный лес и выйти живым, что ведьму можно сжечь в ее же печи, что можно найти того, кому подойдет туфелька, что младший нелюбимый ребенок найдет свой путь в мире, что тот, кто страдает, может стать сильнее, найти выход, найти путь к утешению и радости. Что есть тайны, и их всегда стоит разгадывать, что в мире больше самых разных существ, чем можно вообразить, и не все хотят нас съесть. Истории учат нас выживать, добиваться своего, жить.
Мне, пережившей в детстве насилие, сказки тогда помогли выжить. Потому что Гретель сумела убить ведьму, потому что Белоснежка вернулась к жизни, потому что Рапунцель выжила даже в пустыне - значит, и я могла. Я могла вытереть слезы, вытереть кровь и продолжать жить. Вот что делают истории. Они говорят: ты достоин мира не меньше, чем эти герои.
А когда мы видим историю за историей, в которых нет никого похожего на нас - книгу без женщин, телесериал, в котором белые люди говорят по-китайски, но нет ни одного азиата, фильм, где действие происходит в Калифорнии, но в кадре ни одного латино, образ за образом мира, в котором все гетеросексуальны, и нам говорят в ответ на возражения, что это ерунда - правда, в обществе будущего нет расы, никто не виноват, что все персонажи белые, просто такими они получились в голове у автора, а у нас нет чувства юмора, и мы нападаем на людей - вот что мы слышим:
Вы не имеете права жить. Для вас нет историй, которые учат вас выживать, потому что мир предпочел бы, чтобы вы не выжили. Вам не дано быть людьми, понять свою боль и преодолеть ее. В идеальном обществе будущего вас не существует. Мы, не замечающие расы, гендера, сексуальной ориентации, предпочитаем не видеть вас даже сейчас. В мире, который создан у нас в головах, вы уничтожены - более того, вас никогда и не было. Вы неспособны жить в лучшем мире. Вы не заслуживаете самых важных человеческих ценностей. Если вам повезет, мы пустим вас в наши истории, и вы научитесь быть шлюхой, или чьей-то матерью, или чьим-то рабом, или чьей-то жертвой. Больше вы ничего не стоите, так что будьте внимательны: такими мы научим вас быть.
И когда наши протесты заглушают немногие привилегированные люди, которые настаивают, что есть истории еще тяжелее наших, еще больнее, совсем как наши, но лучше, потому что их рассказывает кто-то, кто похож на них, что их голоса должны быть услышаны, что мы неправы уже в том, что подняли эту тему, когда они пытаются наказать людей за выступления, когда они повторяют снова и снова, что после того, как они договорят, когда они дорасскажут свои истории для тех, кто похож на них, так что люди, похожие на них, научатся выживанию и силе - тогда мы можем ненадолго подойти к микрофону, пока похожие на нас уборщики приводят в порядок зал - то, что они говорят, не имеет отношения к теории литературы.
Это евгеника.
В это все упирается. Эволюция. Только те, кто выглядят как надо, ведут себя как надо, трахаются как надо, имеют право оставить свой след, получают проводника на пути, благодать, мир и покой в жизни. Остальные могут сразу лечь и умереть.
Нет ничего достойного в том, чтобы заглушить еще одну душу - криком, запретом, насмешкой, игнорированием. Даже худшие из душ имеют право рассказать свою историю. А мы не худшие.
Истории важны. Истории - это на самом деле жизнь. Они остаются от нашего уникального опыта жизни в этом мире. Они говорят... нет. Они кричат. И когда автор садится и строит у себя в голове совершенно воображаемый мир, то если такие, как я, такие, как мы, в нем не существуют, или существуют только чтобы работать как скот, или чтобы их насиловали, или убивали, или унижали, или уничтожали ради достижения аудиторией катарсиса через символическое уничтожение наших жизней, тел и душ - ну конечно, мы можем сесть и, глядя в пол, сказать: да, вы правы, мы этого и заслуживаем.
Или мы можем встать. Закричать в ответ. Объединиться. Потребовать свое право на существование, на участие в жизни человечества; право учиться, расти, развиваться, изучать самих себя. Мы можем рассказывать свои истории всем, кто захочет слушать - компании у костра, своим любимым, людям в кофейнях, небоскребам издательств в Нью-Йорке, небесам и земле. Да, мать вашу, мы можем.
@темы:
$ stories we tell,
$ visibility&representation,
делюсь
Так.
Пилот, который воспитан на идеалах патриотизма своим отцом, попадает на войну, видит ее ужасы и становится пацифистом. Дома его ждет любимая ( ее родители сначала были против их брака, так как она из семьи другого социального статуса, но их любовь пережила эти испытания и по возвращении с войны они заключили брак ).
Пилот, который воспитан на идеалах патриотизма своим отцом, попадает на войну, видит ее ужасы и становится пацифистом. Дома его ждет любимый ( его родители сначала были против их брака, так как они против гомосексуальных браков, но их любовь пережила эти испытания и по возвращении с войны они заключили брак ).
Почему первая история - о пацифисте, а вторая - о "гомосексуалисте"?
А почему автор так хочет? Желания вообще-то не с потолка берутся.
Не, ну на самом деле если война, о которой мы говорим, вторая мировая али Вьетнам, а пилот - американец, то получится и впрямь о гомосексуалисте потому, что человек со своими новыми убеждениями войдет в контекст движения за гражданские права, скорее всего, именно по этой линии.
А нет - так и нет.
Но если первой и главной линией будет пацифизм, а любовь, за которую тоже пришлось бороться, будет своего рода зеркалом войны в мирном обществе, а также будет поддерживать его в минуты страданий на поле боя - то это все-таки будет история про пацифиста в обоих случаях.
Хотя тут мы попадаем в поле исторического романа, а я предлагаю скорее "недалекое будущее, третья мировая все-таки грянула" (для Вьетнама или Второй мировой речи о гомосексуальном браке быть не может), так как в стартовом посте речь шла о фэнтази и фантастике в первую очередь, если я не ошибаюсь
Потому что у меня после нескольких лет чтения исключительно зарубежки, а потом беглого взгляда в российскую современную прозу не осталось никаких вопросов по данной теме. ) Книги вполне способны говорить сами за себя. Если читать бок о бок автора, у которого подлинно смешанное общество (и нет, я не только ЛГБТ имею в виду, это еще и disabilities... инвалиды, в смысле, психические отклонения, разнообразие рас и культур) а потом того, у которого сплошь БГМ и пара Ж, чтобы подчеркнуть, что М именно Г, - как бы сразу становится очевидно, кто из них свободен в своем творческом выражении, а кто сидит в маленькой тесной коробочке.
На мой взгляд, тут просто не о чем говорить - все равно что пытаться обсуждать, что небо не имеет право быть ярко-розово-золотистым, потому что это "ненатуральный цвет, который не встречается в природе".
Я кстати очень-очень хочу тебе про эти книжки рассказать, жалко, что мы сейчас совсем по разным городам, потому что писать я столько заленюсь.
Потому что у меня после нескольких лет чтения исключительно зарубежки, а потом беглого взгляда в российскую современную прозу не осталось никаких вопросов по данной теме. ) Книги вполне способны говорить сами за себя. Если читать бок о бок автора, у которого подлинно смешанное общество (и нет, я не только ЛГБТ имею в виду, это еще и disabilities... инвалиды, в смысле, психические отклонения, разнообразие рас и культур) а потом того, у которого сплошь БГМ и пара Ж, чтобы подчеркнуть, что М именно Г, - как бы сразу становится очевидно, кто из них свободен в своем творческом выражении, а кто сидит в маленькой тесной коробочке.
На мой взгляд, тут просто не о чем говорить - все равно что пытаться обсуждать, что небо не имеет право быть ярко-розово-золотистым, потому что это "ненатрульный цвет, который не встречается в природе".
Хотя на начитанность не претендую, сужу по массовой культуре низшей пробы и да, убогой тинейджерской фентазятне -)
Как раз массовая культура в данном вопросе, на мой взгляд, и является самой показательной, потому что она ни с кем не полемизирует и просто описывает жизнь так, как она воспринимается целевой аудиторией, чтобы аудитории было проще и понятней ее читать. а поскольку так уж получилось, что с этим жанром я знаком в трех временных периодах (30-50-е, 70-е-90е и вот сейчас, 00-10-е) очень наглядная картинка получается. В динамике.
И да, все началось с того, что я когда-то попросил Св. объяснить мне про эти самые истории, потому что не понимал, как они работают - как один из наших оппонентов, я тоже никогда не ориентировался на книги (и вообще на какие-либо примеры) при самоопределении, мне вполне хватало себя самого. Но когда начинаешь это видеть - развидеть уже не получается. Безотносительно собственного опыта есть... ну... картина мира как ее видят другие люди. Те самые люди, которые ходят вокруг тебя на улицам и будут влиять на твою жизнь, позволяешь ты им это или нет. Истории эту картину мира показывают; истории могут эту картину мира менять; истории помогают оценивать, как она менялась и меняется... короче, полезная штука, даже если "мне не надо".
И да, истории, в которых нет огромного куска мира, после этого уже не читаются. В конце концов, почему про ту же фэнтези и фантастику мы можем говорить, что "мир плохо проработан", а про литературу про этот мир начинается баттхерт? Мир, который известен автору с детства, тоже можно описать неполно и нелогично - все зависит от картин у него в голове и картин в тех книгах, которыми он вдохновлялся задумывая свою...
Я сейчас читаю как бы исторические детективные романы, про Австралию 1920-х годов, которые успешно справляются с демонстрацией всего разнообразия общества и даже с деликатным, не выбивающим из исторического периода, но вполне явным продвижением идей феминизма и прочей толерантности. Так что дело в том, что автор считает важным и что хочет написать - а это вытекает из того, что у него в голове )))
И да, истории, в которых нет огромного куска мира, после этого уже не читаются
Знаете, по-моему, получилась фантастическая картина - я тоже узнаю себя за год до прочтения этого поста в оппонентах в этой дискуссии. И вы. И Лори говорил примерно это же.
Получается, у нас тут кармическая дискуссия с прошлым просто. За грехи молодости)
Я в последние пару месяцев увлекся бытовыми детективами
Моя мама любит английские детективы про профессора-антиквара-сыщика, автора не вспомню. И в какой-то момент она тоже заметила, что в каждом детективе есть меньшинства, в т.ч. и ЛГБТ, и вписаны они так естественно, что тренд она этот подметила только постфактум. И да, они немного изменили ее восприятие, особенно одна пара лесбиянок, маскулинная и феминная, которые, кажется, проходили подозреваемыми по делу, и все полицейские считали "главой семьи" и зачинщиком маскулинную даму, а главный герой немедленно заметил, что все в своих руках держит тихая очаровательная фем. И маме это напомнило ее собственные отношения с папой и миром
*кашляет "Аббатство Даутон"* )
Обе истории ни о чем. По одной простой причине - эти истории не написаны, и мы не имеем возможности их сравнить. Можно написать первую историю так, что она будет раскрыта полностью в романтической линии и пацифизм главного героя леймотивом являться не будет. И вторую историю можно написать так, что ориентация героя будет тенью на фоне его пацифизма и в целом человеческих качеств личности.
Помните анекдот про "настоящих боевых пидорасов" (с)?
Св., А почему автор так хочет? Желания вообще-то не с потолка берутся.
И? Вы полагаете, что эти желания должны быть автором задавлены, потому что этого хочет некий гипотетический читатель?
Откуда бы ни брались желания (в том числе, кстати, и желание читателей с гомосексуальной ориентацией), они не подлежат регулированию, если уж на то пошло. С точки зрения этих самых прав человека. Воплощение желаний - да, и то в той мере, в какой это делает УК.
Вы просто придираетесь сейчас. Любой персонаж может быть стереотипным - мужчина, женщина, белый, гомосексуалист, азиат, демон, эльф или робот. Любой из них может быть ходячим клише без особых проблем. Здесь всё зависит от того, как хорошо всё продумал автор. Во-вторых, можно легко представить себе такое произведение в котором фокус внимания на одной конкретной группе людей - абсолютно оправдан. Начиная с того, что автор пишет о том, что ему понятно, так и надо писать книги, и заканчивая тем, что меньшинства просто не играют значимой роли в сеттинге по тем или иным объективным причинам - дискриминация реальная в реальности может быть реальной и в книгах, особенно если книги основаны на реальных событиях. Измерять ценность произведения по тому какие в нём представлены социальные группы - это какой-то дико поверхностный взгляд на вещи.
Всем женщинам с мозгом и характером - по трагедии в жизни, чтобы не высовывались, вот наш девиз.
Вот именно. Так что нетрадиционная ориентация может быть в истории и может быть неважна, может быть в истории и быть важна. В заглавном посте речь о том, что при этом, когда хотят написать о пацифизме, всегда (опять же, учитываем 2009) напишут о гетеросексуале, хотя гомосексуал мог бы быть героем этой истории точно так же. О белом, хотя он мог быть чернокожим. О мужчине, хотя история о женщине-пилоте с акцентом на ее пацифизм, а не пол, будет рассказывать ту же сказку. А возможно, даже слегка обогатит ее полутонами, если автор захочет.
И в посте предлагают авторам учиться анализировать, какой стереотип "человека по дефолту, общечеловека" у них существует, почему, и как именно он, этот стереотип, а не злые феминистки, ограничивает его свободу творчества.
Как выше пишет Firesong: "Книги вполне способны говорить сами за себя. Если читать бок о бок автора, у которого подлинно смешанное общество (и нет, я не только ЛГБТ имею в виду, это еще и disabilities... инвалиды, в смысле, психические отклонения, разнообразие рас и культур) а потом того, у которого сплошь БГМ и пара Ж, чтобы подчеркнуть, что М именно Г, - как бы сразу становится очевидно, кто из них свободен в своем творческом выражении, а кто сидит в маленькой тесной коробочке."
Покажите!
Назовите мне это произведение. Серьезно, обычно с конкретикой разобраться проще, в 90% случаев "такие тупыыые, что они туда всунули" оказываются совсем не таким тупыми. См. пример в дискуссии выше с лесбиянками в сериале "Под куполом".
А мы как раз мало знаем. О чернокожих в средние века, о женских батальонах, об очень многом. Есть много на свете, друг Горацио)
К тому же, обычно я слышу подобные обвинения в адрес стимпанка, либо фэнтази, либо еще чего-то, где мы вполне готовы поверить в дракона, волшебника, парового робота, инопланетян, но не в условную чернокожую Гвиневру (к голубоглазым, светловолосым и безбородым, даже если они не вписываются в эпоху, таких претензий не предъявляют, потому что главный герой таким и должен быть, да?).
Мы прощаем художественным произведением самые разнообразные отклонения от исторической истины - костюмы, механика, наплевательство на физику, полный бред ради хорошего героического посыла - а вот почему-то включение в историю чернокожего инвалида, который сумеет стать героем, мы простить не можем. Это для нас уже "потеря аутентичности", "постороннее включение". По-моему, ничего хорошего это о нас не говорит.
Впрочем, тут я даже готова согласиться с вами. Ставящее себе требование абсолютной исторической достоверности произведение должно быть предельно аккуратным. Но тогда уж во всем, если можно. При этом можно рассказать историю и про чернокожую женщину-инвалида. И она будет только еще сильнее брать за душу счастливого белого парня из среднего класса, а то и просветит его, например, если он твердо был уверен, что женщины не совершали ничего и никогда . А чернокожей женщине с инвалидностью может во многом помочь.
Если весь мир, который он описывает - белый, гетеросексуальный, здоровый, "православный", лишен людей, не похожих на него полностью, или если они стоят на заднем плане как мебель, или если они сделаны из картона - тут его вполне можно осудить. По крайней мере, за леность ума) Обычно в таких произведениях еще много за что можно осудить, кстати. Хуже, когда так пишет очень талантливый автор - тогда это просто безумно грустно. Но в последнее время это случается все реже.
А за то, что автор ставит себе цель помочь "черной женщине-инвалиду" - можно и нужно поощрить (откуда и премия GLAAD, например. А не антипремия, хотя могли бы
И если он хочет сделать свое произведение живее, если хочет подняться над собой, то и тут нужно помочь, и пост, который скажет "проанализируй свои стереотипы, попробуй отказаться от них, ощущения - супер" тут лучшая помощь.
Хотя, если честно, за все годы знакомства со Св, ни разу не видела ее в позиции "осуждаю писателя Петю". Я видела ее в роли деконструктора, который пытается анализировать культурный продукт (не всегда я с даже с ней согласна, но речь не об этом). И если и судит, то все общество в целом за проецирование и воспроизведение вредных стереотипов.
Но есть еще такая мысль, что автор может ставить совершенно другие цели - но почему он выбирает для их выполнения одних персонажей, а не других? Задает ли он себе этот вопрос? Или следует проторенной дорожкой? А когда он ставит себе задачу показать проблемы угнетенной группы - какими средствами он это делает?
Вот например. Автор хочет написать роман о героическом подвиге некоего фантастического пилота, управляющего фантастическим кораблем. Какова вероятность, что его пилот окажется чернокожей женщиной-инвалидом? Или, не впадая в совсем уж крайности - просто женщиной, или просто чернокожей женщиной, или инвалидом, или женщиной-инвалидом? (И кстати, если это женщина-инвалид, я готов ставить, что важной частью сюжета будет то, что ее полюбит (читай - захочет) здоровый мужчина, что подтвердит ее женственность и то, что она имеет право считаться человеком.) А в принципе-то - это фантастика, пилотировать корабль может чернокожая женщина-инвалид, легко.
Или вот другие примеры. Допустим, автор фантастического романа действительно хочет поговорить о неприятии иной ориентации, или гендерной идентичности, или физических ограничений. Как он это делает? Что он говорит и - важно! - что он показывает? Вот в Треке есть серия типа про квиров. Там команда (состоящая из мужчин и женщин) прилетает на планету, где люди не имеют деления на мужчин и женщин и вообще категорически против таких глупостей. А одно из жителей этой планеты внезапно хочет иметь гендер. И влюбляется в одного из членов экипажа. Отлично обсудили тему инакости, правда? Зеркалки - это отлично. Только вот это существо выглядит как женщина (его роль исполняет женщина), идентифицируется как женщина, а влюбляется оно - в мужчину. И в результате разговор об инакости превращается в очередное торжество оригинальной идеи "быть гендерно определившися натуралом хорошо".
Или вот "Гаттака", фильм про общество, где людей делят на физически совершенных от рождения (valid) и несовершенных (invalid), и вторые - это граждане второго класса. Главный герой, invalid, обманным путем играет роль гражданина-valid и в результате реализует свою мечту полететь в космос. Ему помогает гражданин-valid, который попал в катастрофу и находится в инвалидном кресле (это не мешает его валидности, она определяется по состоянию на момент рождения). История вроде бы про то, как ограниченный в физических возможностях (с пороком сердца и плохим зрением) инвалид реализует мечту и оказывается наравне с "полноценными". Только картинка получается про другое: про то, как здоровый белый гетеросексуальный молодой мужчина использовал человека в инвалидной коляске, чтобы реализовать свою мечту, а тот, в свою очередь, жил мечтой этого здорового парня, и когда тот улетел - покончил с собой.
Ну кому леность ума, а кому и минимализм. Это вопрос не этики (я вообще отказываюсь хоть к чему-то в литературе подходить с позиций этики), но... как это... consistency. То есть, например, мы все знаем, что у Толкина вместо веристичной политики эпос и пафос, и я первый против такого подхода вообще, но что же мы, Толкина от этого не читаем?
Автор хочет написать роман о героическом подвиге некоего фантастического пилота, управляющего фантастическим кораблем. Какова вероятность, что его пилот окажется чернокожей женщиной-инвалидом?
Но как провести границу между: "Та-ак, а не сделать ли мне нашего пилота с Веги чернокожей женщиной-инвалидом? Не, у меня два тома назад сказано, что Вега заселялась почти полностью китайцами", ""Та-ак, а не сделать ли мне нашего пилота с Веги чернокожей женщиной-инвалидом? Не-е-е, придется перерывать матчасть по инвалидностям, выбирать нужную, пытаться подумать, как это все поведет себя на перегрузках, да в хрен мне лишние сто страниц?" и ""Та-ак, а не сделать ли мне нашего пилота с Веги чернокожей женщиной-инвалидом? Ой, свят-свят, о чем я думаю, надо будет на исповеди покаяться!"? И почему, спрашивается, я вообще должен хоть как-то укорять двух первых из них, если я зашел почитать вообще про катастрофу в холодной тьме?
Джос Уэдон, при всем моем к нему уважении, умудрился в Firefly сказать, что вся вселенная говорит на мандарине, потому что китайцы самая распространенная раса - и не показать ни одного китайца. При этом Firefly как бы не по расовое белое меньшинство, а типа про нормальных средних людей ))) Но почему-то они все белые и изредка черные. Так что планы планами, а слепота, вызванная невниманием к таким вещам - она есть, если не следить. И почему-то срабатывает эта хня все больше в сторону доминантной группы.
И у читателей слепота срабатывает. Холивар по поводу кастинга на роль Rue в Голодных играх чернокожей девочки был вызван тем, что читатели умудрились прочитать, что она миленькая и хорошенькая, и не прочитали, что у нее темная кожа и волосы - а миленькие и хорошенькие у них в голове только белокурые синеглазые ангелочки.
А вот это и есть уже фактическая ошибка, за которую кастинг-директоров надо шваброй избить. Та же consistency, как ж это по-русски-то? Но этика тут опять же нерелевантна. "Психических заболеваний нет. Просто дурак".
Мы все-таки говорим о современных авторах, современном обществе, а оно здорово изменилось даже за последние 5 лет.
В "Капитане Бладе" - моя любимая книга детства - все чернокожие рабы выполняют роль роботов-андроидов, беспрекословно подчиняющихся приказам, сильных и страшных предметов для колорита. Капитан Блад - отличный приключенческий роман.
Напиши кто-то сегодня этот роман именно так - это было бы расизмом.
вообще отказываюсь хоть к чему-то в литературе подходить с позиций этики
Это очень чистая искусствоведческая позиция. Правда, тогда одной этой фразы достаточно, и дальше в дискуссии здесь и появляться смысла нет)
И почему, спрашивается, я вообще должен хоть как-то укорять двух первых из них, если я зашел почитать вообще про катастрофу в холодной тьме?
Потому что мы (предполагаем, что) существуем в мире, где есть представление о том, что есть люди по определению, с которым происходят истории про холодную зиму, а есть специфические люди, с которыми происходят истории про их специфичность, или которых насильно добавляют в историю про холодную зиму, и они там "посторонние включения", "концентрация которых не должна быть превышена". И мы предполагаем, что это так отражается на социуме, делая людей чуть более подслеповатыми к окружающему миру. Или недостаточно расширяя их опыт, с которым они в границах своего опыта столкнуться не могут.
А если автору лень разбираться и лень перелопачивать лишние источники - то я беспокоюсь за его научную фантастику. И во вселенной, заселенной китайцами, может попасть и чернокожий, и белой - как в белом городе будет чайна-таун.
Но если вы придерживаетесь позиции, что в искусстве главное форма, а не содержание, то вас это, правда, вообще никак не должно волновать.
И это позиция, кстати, позиция более интеллектуальная и говорит о высокой образованности. Но, на мой взгляд, в разговорах о массовой культуре точно не должна быть единственной
Да блин, я не об этом! Вопросы расы и гендера у Толкина мы по этой причине не поднимаем. Хрен с ними, у него межвоенка на дворе. Но вы же не будете отрицать, что у него там вообще отсутствует вменяемо прописанная политика? Хотя книжка, тащемта, о глобальной войне.
Просто старый профессор совершенно осознанно решил: "На хрен политику, у меня тут эпос". И осуждать его за это я не могу.
Это очень чистая искусствоведческая позиция. Правда, тогда одной этой фразы достаточно, и дальше в дискуссии здесь и появляться смысла нет)
Э нет. Мы эту линейку продолжим - сторонний социальный комментарий тоже является литературным произведением же и интересен как таковой. А разбирать его без разбора породившей его этики трудно до невозможности.
Вот, кстати, отличный пример вполне осознанного white-washing'а, основанного на мнении кастинг-директоров, будто публика не пойдет смотреть на цветных героев. (Злодея оставить цветным можно.) Нужно разбирать системные факторы, из которых складывается такое мнение, и последствия подобных "ошибочек"?