Update: Прошу прощения за дублирование записи. Когда я решила поднять эту запись, то забыла, сколько в ней комментариев и какой в этих комментариях ад. Я попыталась "уронить" ее обратно, но дайри не дают это сделать. Я долго думала, не удалить ли запись вместе со всеми комментариями, скопировав только текст поста, но в итоге решила оставить как есть, для истории. Однако комментарии здесь закрыты. Новая копия записи здесь.Предисловие переводчика: читать дальше
Этот пост был написан и переведен в 2009 году. Его автор - американская писательница и поэтесса Catherynne M. Valente; она пишет для взрослых и подростков в жанре фэнтези, который полушуточно называет "мифпанком", и обладает несколькими престижными наградами и номинациями, такими, как премия Андре Нортон и Хьюго.
Оригинал: Let Me Tell You a Story. Разрешение автора на перевод и публикацию получено.
Пост был написан по мотивам большой дискуссии/холивара RaceFail '09, которая происходила в 2009 г. среди писателей и поклонников научной фантастики и фэнтези (SFF). В этой дискуссии авторы SFF обсуждали практики и этику описания Другого, то есть персонажей, которые относятся к иным - в первую очередь менее привилегированным - группам: например, как белому писателю вводить в свои тексты не-белых персонажей, не воспроизводя при этом опасные стереотипы. Также обсуждались проблемы "голоса меньшинств", то есть ограничений в доступе к публикации менее привилегированных авторов - женщин, не-белых, не-гетеросексуальных, не-цисгендерных; и препятствия на пути публикации книг (и других произведений), в которых такие персонажи занимают центральное место. Большинство участвовавших в дискуссии авторов, стоит заметить, не сомневались в важности репрезентации не-белых, не-гетеросексуальных персонажей не-мужского пола/гендера; они обсуждали скорее то, как именно это делать корректно, когда пишешь о тех, чей опыт не можешь разделить. Первые два абзаца оригинального поста были опущены, потому что обрамляют его в контексте RaceFail, но не имеют прямого отношения к сути.Выделение
курсивом авторское. Выделение
полужирным мое.
Catherynne M. Valente (catvalente, ранее yuki-onna)Истории - это жизнь Для чего нужны истории?
...Я хочу высказаться на эту деликатную тему, и надеюсь, что вы прислушаетесь к моему голосу - одному среди многих. Это голос белого человека, но это также и голос женщины, и голос не-гетеросексуальный; говорить я буду обо всех этих вещах.
Знаете, почему мы так расстраиваемся, когда не видим женщин, цветных, геев, лесбиянок, трансгендеров и людей всех размеров и видов в научной фантастике и фэнтези? Да, это такая мелочь - о чем выбирают писать авторы фэнтези; не сравнить с равной оплатой труда, равными правами и защитой от насилия, правда? Но мы каждый раз так расстраиваемся, когда поднимается эта тема - когда в Dollhouse изнасилование выглядит милым и приятным, когда CSI каждую неделю наказывает женщин за то, что они живут, когда в космической опере есть люди синие и зеленые, но нет черных. Гетеросексуальные белые мужчины в Интернете ощетиниваются, потому что для них это ерунда, и они не понимают, почему мы поднимаем такой шум. Ну да, обидно, но откуда ярость? Почему это нас так задевает? Почему мы критикуем то, во что они вложили душу - работу всей их жизни?
У меня есть теория. Причина неочевидная, и обычно о ней не говорят.
Для чего нужны истории? В более широком смысле - не в смысле бестселлеров и великолепного Алана Мура. Рассказывание историй - важнейшее человеческое занятие со времен палеолита, усвоенное генетически. Костер и круг племени, шаман и кочевники. И хотя можно придумать много мотиваций этого ритуального действия, я хочу сосредоточиться на одной. Она относится в особенности к фольклору, сказкам, мифологии - а потому к фэнтези и научной фантастике.
Истории учат нас выживать. Они говорят, что жизнь может быть лучше, что можно преодолеть почти что угодно, даже самые странные вези, что можно войти в черный лес и выйти живым, что ведьму можно сжечь в ее же печи, что можно найти того, кому подойдет туфелька, что младший нелюбимый ребенок найдет свой путь в мире, что тот, кто страдает, может стать сильнее, найти выход, найти путь к утешению и радости. Что есть тайны, и их всегда стоит разгадывать, что в мире больше самых разных существ, чем можно вообразить, и не все хотят нас съесть. Истории учат нас выживать, добиваться своего, жить.
Мне, пережившей в детстве насилие, сказки тогда помогли выжить. Потому что Гретель сумела убить ведьму, потому что Белоснежка вернулась к жизни, потому что Рапунцель выжила даже в пустыне - значит, и я могла. Я могла вытереть слезы, вытереть кровь и продолжать жить. Вот что делают истории. Они говорят: ты достоин мира не меньше, чем эти герои.
А когда мы видим историю за историей, в которых нет никого похожего на нас - книгу без женщин, телесериал, в котором белые люди говорят по-китайски, но нет ни одного азиата, фильм, где действие происходит в Калифорнии, но в кадре ни одного латино, образ за образом мира, в котором все гетеросексуальны, и нам говорят в ответ на возражения, что это ерунда - правда, в обществе будущего нет расы, никто не виноват, что все персонажи белые, просто такими они получились в голове у автора, а у нас нет чувства юмора, и мы нападаем на людей - вот что мы слышим:
Вы не имеете права жить. Для вас нет историй, которые учат вас выживать, потому что мир предпочел бы, чтобы вы не выжили. Вам не дано быть людьми, понять свою боль и преодолеть ее. В идеальном обществе будущего вас не существует. Мы, не замечающие расы, гендера, сексуальной ориентации, предпочитаем не видеть вас даже сейчас. В мире, который создан у нас в головах, вы уничтожены - более того, вас никогда и не было. Вы неспособны жить в лучшем мире. Вы не заслуживаете самых важных человеческих ценностей. Если вам повезет, мы пустим вас в наши истории, и вы научитесь быть шлюхой, или чьей-то матерью, или чьим-то рабом, или чьей-то жертвой. Больше вы ничего не стоите, так что будьте внимательны: такими мы научим вас быть.
И когда наши протесты заглушают немногие привилегированные люди, которые настаивают, что есть истории еще тяжелее наших, еще больнее, совсем как наши, но лучше, потому что их рассказывает кто-то, кто похож на них, что их голоса должны быть услышаны, что мы неправы уже в том, что подняли эту тему, когда они пытаются наказать людей за выступления, когда они повторяют снова и снова, что после того, как они договорят, когда они дорасскажут свои истории для тех, кто похож на них, так что люди, похожие на них, научатся выживанию и силе - тогда мы можем ненадолго подойти к микрофону, пока похожие на нас уборщики приводят в порядок зал - то, что они говорят, не имеет отношения к теории литературы.
Это евгеника.
В это все упирается. Эволюция. Только те, кто выглядят как надо, ведут себя как надо, трахаются как надо, имеют право оставить свой след, получают проводника на пути, благодать, мир и покой в жизни. Остальные могут сразу лечь и умереть.
Нет ничего достойного в том, чтобы заглушить еще одну душу - криком, запретом, насмешкой, игнорированием. Даже худшие из душ имеют право рассказать свою историю. А мы не худшие.
Истории важны. Истории - это на самом деле жизнь. Они остаются от нашего уникального опыта жизни в этом мире. Они говорят... нет. Они кричат. И когда автор садится и строит у себя в голове совершенно воображаемый мир, то если такие, как я, такие, как мы, в нем не существуют, или существуют только чтобы работать как скот, или чтобы их насиловали, или убивали, или унижали, или уничтожали ради достижения аудиторией катарсиса через символическое уничтожение наших жизней, тел и душ - ну конечно, мы можем сесть и, глядя в пол, сказать: да, вы правы, мы этого и заслуживаем.
Или мы можем встать. Закричать в ответ. Объединиться. Потребовать свое право на существование, на участие в жизни человечества; право учиться, расти, развиваться, изучать самих себя. Мы можем рассказывать свои истории всем, кто захочет слушать - компании у костра, своим любимым, людям в кофейнях, небоскребам издательств в Нью-Йорке, небесам и земле. Да, мать вашу, мы можем.
@темы:
$ stories we tell,
$ visibility&representation,
делюсь
Не хочется. Вот, например, есть такой класс игрушек - казуальные. Квесты-"искалки" в обёртке простенького мистического. Так там почти сплошь гг - женщины, и надоело это до не могу: ладно когда сюжетный помощник старик, но когда какой-нибудь сыщик заявляет "я тут постою фигнёй пострадаю, а вы, уважаемая, слазьте-ка пока к чёрту в пасть" - ничего кроме раздражения в духе "опять за козла-бездельника самой всю работу делать" это не вызывает.
Sephiroth,
не имею ничего против того, чтоб Христа изображали с еврейской наружностью
Только за, и чем нагляднее - тем лучше!
Это сразу поубавило бы ему сторонников.А вообще интересно было бы опрос провести на тему, каким вы представляете себе Христа ))
Хм. Да, наверно
My Precious,
Только за, и чем нагляднее - тем лучше! Это сразу поубавило бы ему сторонников.
Вы антисемитка?
Не за что :3
Я не люблю дешевую пропаганду.
Кстати. Что там идет в мисочку с биркой "цветные герои"? Персонажи китайского, японского, корейского, индийского кино, ТВ и литературы - они там? Или аффтару зачем-то нужно, чтоб именно белые писали и снимали про цветных?
Как насчет того, что художественная ценность произведения связана не с расой героя?
часто от цветных/женщин/пидорасов
Опять "белые гетеросексуальные мужики версус все остальные"?
Чисто ради интереса - какие мужики должны быть ближе белой женщине - белые или цветные? Особенно если их в комплекте с их, так сказать, культурными особенностями рассматривать? А белому пидорасу?
те, кто ей больше нравится как личность, мне всегда казалось...
читать дальше
Простыми словами: то, как мы говорим о себе, и то, что именно мы говорим - социально обусловлено. Более того, то, что мы считаем себя вправе говорить о себе самих и себе подобных - также социально обусловлено.
Поэтому мне смешно с мильон десятого комментария "пусть рассказывают сами". С одной стороны, исходный текст говорит именно это, и это подчеркнуто в посте несколько раз капслоком и другими способами - только в посте это не "раз вам, другим/уродам, что-то не нравится, делайте сами", а "нам не нравится, давайте сделаем сами по своему", и это две большие разницы. С другой стороны, комментарии "пусть рассказывают сами" с позиции власти/подлизывающихся к власти очень удачно игнорируют системное неравенство, из-за которого, скажем, в Киноакадемии подавляющее большинство составляют белые мужчины - которые продолжают выбирать белых мужчин и истории, которые интересны белым мужчинам, для того, чтобы проецировать их на весь мир.
те, кто ей больше нравится как личность, мне всегда казалось...
Тогда зачем это постоянное педалирование темы белых гетеросексуальных мужчин как врагов, а цветных (при том, что среди них любителей феминизма и вообще согласных признавать за женщинами какие-то права меньше в разы) как союзников в борьбе против этого общего врага?
Потому что враг — не белый гетеросексуальный мужчина, а дискриминация как явление?
А я мало припомню на акциях по сбору средств для раковых больных — предложений ещё и для детей-сирот пособирать. А ведь казалось бы, тоже важная проблема.
Такой рьяный протест против дискриминации белыми гетеросексуальными мужчинами в обществе, где львиную долю связанных с дискриминацией проблем, причем наиболее серьезных, давно создают вовсе не они (и при гробовом молчании в ту сторону), меня как-то смущает.
Вот я - белая гетеросексуальная женщина, однако солидаризироваться мне в рамках дискурса "БГМ против всех", вернее "все против БГМ" отчего-то предлагается с условным Махмудом ибн Али, эмигрантом в Англию из Анголы, который вообще-то полагает, и часто довольно громко и нимало этого не скрывая, что баба - это такое говорящее животное, нужное для того, чтобы рожать ему сыновей, а белая баба - это еще и проститутка, потому что нагло ходит без мешка на голове. Я чо-то нахожу это самоубийственным.
*строго* В Анголе нет никаких ибн Али.
А заклеймить проклятых исламистов левые завсегда успевают.
Кстати, я сильно подозреваю, что и без ислама в Анголе (и не только в Анголе) вряд ли другой подход к отношениям полов.