Я часто встречаю в англоязычных статьях и мета-постах понятие "культура изнасилования" (rape culture), и регулярно использую его в дискуссиях на русском - и очень часто меня не понимают. Как выяснилось, эта концепция, давно существующая в парадигме западного феминизма, у нас не то что не распространена - практически неизвестна. В Интернете материалы разрозненные, самую аккуратную подборку я нашла на сайте
Дорога к свободе. Сейчас я даю базовое определение и примеры. Эта статья полностью состоит из переведенных с английского фрагментов.
На русский язык понятие
rape culture иногда переводится как «культура насилия», но в этом случае его легко спутать с более широким понятием культуры насилия, использующимся в ряде других социологических и антропологических направлений. Однако вне термина в данной статье я буду использовать понятия «изнасилование» и «насилие» как родственные, подразумевая под «насилием» сексуальное или сексуализированное насилие.
На комментарии формата "этого нет" или "это преувеличение" я отвечать не буду.
Если будут вопросы, я постараюсь пояснить непонятные термины или описания.
[ETA] В комментариях
Nyctalus предложила более легкий в восприятии термин
культура сексуального насилия. Заменять текст статьи я не буду, но термин мне кажется разумным и удобным.
Культура изнасилования - термин, который используется в рамках женских исследований и феминизма для описания культуры, в которой распространены изнасилование и другие формы сексуального насилия (обычно против женщин), и в которой преобладают мировоззрение, нормы, практики и подача материалов в СМИ, которые нормализуют, оправдывают или поощряют сексуализированное насилие.
В этой парадигме проявления сексизма часто используются для того, чтобы оправдать и рационализировать нормативные мизогинистические практики; например, сексистские шутки способствуют распространению неуважения к женщинам и последующего безразличия к их благополучию, что в конечном счете делает изнасилование и жестокость по отношению к ним «допустимыми». Примеры поведения, типичного для культуры изнасилования: обвинение жертвы, нормализация тюремного изнасилования и сексуальная объектификация.
Предположительно термин появился сначала в форме «культура, поддерживающая насилие» в книге «Против нашей воли: мужчины, женщины и насилие», автор Сьюзан Браунмиллер, 1975 г. [
Wikipedia]
читать дальшеКультура изнасилования рассматривается не только как теория, объясняющая распространенное изнасилований и домашнего насилия, но и как явление, губительное для мужчин и женщин, так как непосредственно связана с гендерными ролями и тем самым ограничивает самовыражение мужчин и причиняет им психологический вред. [Wikipedia]
Культура изнасилования - это комплекс убеждений, которые поощряют сексуальную агрессию у мужчин и одобряют насилие против женщин. Это общество, в котором жестокость считается сексуальной, а сексуальность - жестокой. В культуре изнасилования женщины ощущают постоянную угрозу насилия, от сексуальных замечаний до сексуальных прикосновений и до непосредственно изнасилования. Культура изнасилования попустительствует физическому и эмоциональному терроризму против женщин, принимая его как норму. В культуре изнасилования мужчины и женщины принимают сексуальное насилие как обыденный факт, неизбежный, как смерть и налоги. Однако это насилие не предопределено ни биологией, ни богом. Большая часть того, что мы считаем неизбежным, на самом деле является следствием ценностей и мировоззрения, которые можно изменить. [Transforming a Rape Culture]
Ниже дается не определение, а описание того, что представляет собой культура изнасилования, взятое из статьи Rape Culture 101. Я переводила не все примеры, так как некоторые из них плохо переносятся на российскую действительность или в понятную и существующую в русском языке терминологию. В исходной статье есть ссылки конкретные на примеры всех описываемых явлений. Выделения в тексте в большинстве случаев мои.
# Культура изнасилования поощряет мужскую сексуальную агрессию. В культуре изнасилования жестокость считается сексуальной, а сексуальность жестокой. В культуре изнасилования изнасилование считается комплиментом, проявлением неудержимой страсти, которую красивая женщина пробуждает в здоровом мужчине, так что он не может противостоять желанию сорвать с нее одежду, впечатать ее в стену, или в чугунную ограду, или в капот машины, или дернуть за волосы, или швырнуть на кровать, или воплотить один из миллиона других образов сексуальной драки, которые тиражируются в фильмах, телепередачах, на обложках любовных романов и изображают проявления жестокости как неотъемлемую часть (гетеросексуальной) сексуальности.
# В культуре изнасилования 1 из 6 женщин подвергается сексуальному нападению. В культуре изнасилования стараются не говорить о том, что многие женщины подвергаются сексуальному насилию многократно.
# В культуре изнасилования постоянная угроза сексуального нападения влияет на повседневные действия женщин. В культуре изнасилования девочек и женщин учат быть внимательными к тому, что вы носите, как носите, как ведете себя, где ходите, когда ходите, с кем ходите, кому доверяете, что делаете, где делаете, с кем делаете, что пьете, сколько пьете, кому смотрите в глаза, если одна, если с незнакомым, если в группе, если в группе незнакомых людей, если темно, если место незнакомое, если что-то несешь, как несешь, какая на тебе обувь на случай, если придется бежать, какая сумочка с собой, какие украшения надеты, сколько времени, что за улица, какая обстановка, со сколькими людьми ты спала, с какими людьми ты спала, кто твои друзья, кому ты даешь свой телефон, кто рядом, когда приходит курьер с доставкой, можно ли посмотреть, кто стоит за дверью, прежде чем открывать, необходимо проверить, кто пришел, прежде чем открыть курьеру, завести собаку или имитатор лая, не жить одной, брать уроки самообороны, всегда быть начеку всегда быть внимательной всегда за всем следить всегда быть готовой и никогда не расслабляться даже на секунду, иначе тебя изнасилуют, а если ты не следуешь всем правилам, то сама виновата.
# Культура изнасилования обвиняет жертву. В культуре изнасилования судья обвиняет ребенка в том, что его изнасиловании. В культуре изнасилования священник обвиняет своих жертв-детей. В культуре изнасилования ребенка обвиняют в том, что ему нравилось, что его взяли в заложники, изнасиловали и пытали. В культуре изнасилования тратится невероятно много времени на то, чтобы обвинить жертву в том, что ее изнасиловали.
# Культура изнасилования отказывается признавать, что единственное, что объединяет всех жертв насильников - невезение. Культура изнасилования отказывается признавать, что единственное, что можно сделать, чтобы избежать изнасилования - никогда не оказываться рядом с насильником. Культура изнасилования избегает упоминания о том, насколько это абсурдное и нерациональное требование, потому что насильники не представляются, не носят значков и не светятся фиолетовым.
# В культуре изнасилования на жертву возлагают ответственность за предотвращение насилия. В культуре изнасилования женщинам рекомендуют заниматься самообороной, как будто это единственное решение для предотвращения насилия. В культуре изнасилования женщинам советуют «проявлять здравомыслие», или «быть ответственными», или «осознавать риск», или «избегать таких мест», или «так не одеваться», но забывают посоветовать мужчинам не насиловать.
# В культуре изнасилования бытует мнение, что только определенные типы людей насилуют, и только определенные типы людей подвергаются насилию. Культура изнасилования игнорирует тот факт, что насильников определяет только то, что они насилуют. Они насилуют сильных и слабых, умных и глупых, тех, кто сопротивляется, и тех, кто подчиняется, чтобы все быстрее закончилось, шлюх и ханжей, богатых и бедных, высоких и маленьких, толстых и худых, слепых и зрячих, глухих и слышащих, людей любой расы, формы, размера, состояния здоровья и стиля жизни.
# В культуре изнасилования все знают, что сексуальных работников не насилуют. В культуре изнасилования бытует мнение, что жен не насилуют. В культуре изнасилования все убеждены, что насилуют только хороших девочек.
# В культуре изнасилования есть общее представление о классификации насильников: «нормальные» насильники, чье преступление обычно сходит им с рук под лозунгом «мальчики перебесятся» - мужчины, которые принуждают к сексу привлекательных женщин своего возраста, здоровых, так что их преступление оказывается понятным другим мужчинам, их защитникам. "Настоящие психи" - это мужчины, которые насилуют детей, пожилых женщин, инвалидов, лежащих в коме - тех, кто не может сопротивляться, секс с кем трудно представить как возбуждающий, в отличие от изнасилования "красоток", которое так легко превратить в фантазию о сексуальной драке, где женщина кричит, дергается и наконец поддается «льстящему ей" изнасилованию.
# В культуре изнасилования распространено определенное представление об изнасиловании, несмотря на доказательства иного. В культуре изнасилования популярен образ насильника-незнакомца, хотя женщин в три раза чаще насилуют знакомые, в девять раз вероятнее, что насилие совершается в доме женщины, доме знакомого или где угодно, но не на улице, и самый распространенный тип изнасилования - так называемое "изнасилование на свидании". В культуре изнасилования постоянно утверждается, что часто заявления об изнасиловании ложные, хотя они не так часты, как ложные заявления об угоне машины.
# В культуре изнасилования распространено определенное представление о "типичном" поведении после изнасилования, вместо принятия того факта, что реакции на изнасилование так же различаются, как жертвы, и после изнасилования: некоторые женщины впадают в состояние шока; некоторые женщины способны здраво мыслить; некоторые женщины впадают в гнев; некоторые женщины стыдятся; некоторые женщины стоически терпят; некоторые женщины переживают перепады настроения; некоторые женщины хотят заявить об изнасиловании; некоторые женщины не хотят заявлять об изнасиловании; некоторые женщины бьются в истерике; некоторые женщины замыкаются в себе; некоторые женщины ведут здоровую половую жизнь; некоторые женщины не могут вести здоровую половую жизнь.
# В культуре изнасилования распространено убеждение, что жертве изнасилования, которая заявляет об изнасиловании, сразу верят и оказывают необходимую поддержку, но не признается, что заявление об изнасиловании требует огромных душевных усилий, что это трудный процесс, который может вызывать неловкость, стыд, боль, раздражение и часто не приносит удовлетворительного результата. В культуре изнасилования игнорируется тот факт, что для заявления об изнасиловании мало мотивации: это ужасный опыт, а вероятность добиться справедливости невелика.
# В культуре изнасилования об изнасиловании молчат по всей стране, в том числе и в домах жертв. Культура изнасилования считает, что пережитое изнасилование - это нечто, чего нужно стыдиться. В культуре изнасилования семьи распадаются из-за обвинений в насилии, которым не верят, которые игнорируют или которые загоняются в темные шкафы со скелетами, в тайну и молчание.
# В культуре изнасилования люди, которые обязаны вас защищать, вместо этого насилуют - родители, учителя, врачи, священники, полицейские, солдаты и преподаватели самообороны.
# В культуре изнасилования гетеросексуальность считается нормой. Культура изнасилования объединяет квир-сексуальность с недобровольными сексуальными практиками, такими, как педофилия и зоофилия. Культура изнасилования делает гетеросексуальность привилегированной, потому что распространение образа двух взрослых людей одного пола в эгалитарных (равноправных) партнерских отношениях без динамики доминирования и подчинения, основанной только на гендерной принадлежности, подрывает (ошибочное) биологическое объяснение существования культуры изнасилования.
# В культуре изнасилования изнасилование используется в качестве оружия, инструмента войны, геноцида и притеснения. Изнасилование используется как средство «лечения» женщин-квиров. Культура изнасилования связана с военизированной культурой, и является "естественным продуктом всех войн, во всем мире, во все времена и во всех формах".
# В культуре изнасилования 1 из 33 мужчин подвергается сексуальному нападению. Культура изнасилования поощряет мужчин использовать язык изнасилования для того, чтобы устанавливать власть друг над другом («ты будешь моей сучкой»). Культура изнасилования делает изнасилование неотъемлемой частью установления взаимоотношений в мужских субкультурах. Культура изнасилования позволяет игнорировать давно назревшую необходимость тюремной реформы отчасти потому, что угроза изнасилования в тюрьме считается приемлемым средством устрашения для потенциальных преступников, а угроза работает только тогда, когда мужчин действительно насилуют.
# Культура изнасилования - это объектификация женщин, часть процесса дегуманизации, в результате которого получение согласия становится ненужным. В культуре изнасилования женские тела рассматриваются как общественная собственность. Культура изнасилования - это домогательства на улицах, сексуальные прикосновения в общественном транспорте и приравнивание тел изнасилованных женщин к мужчинам, которые ходят с торчащими из карманов кошельками. В культуре изнасилования большинство мужчин настолько далеки от угрозы изнасилования, что идея кражи собственности, видимо, является самым близким опытом, который они могут сравнить с насильственным сексуальным контактом.
# В культуре изнасилования есть правило, согласно которому женщина не может отозвать свое согласие, если сексуальное взаимодействие началось.
# В культуре изнасилования размыты границы между настойчивостью и принуждением. В культуре изнасилования ограничение способности дать согласие считается естественным способом добиться сексуального взаимодействия.
# В культуре изнасилования считается, что нефизическое сексуальное насилие, такое, как подсматривание, никак не связано с жестокими физическими сексуальными нападениями, вместо того, чтобы считать его частью сексуального нападения.
# В культуре изнасилования преуменьшается серьезность любого сексуального нападения, попытки сексуального насилия или культуры реального или потенциального принуждения.
# В культуре изнасилования тринадцатилетние девочки считают трофеями для мужчин, которые считаются великими художниками.
# В культуре изнасилования настойчиво пытаются классифицировать сексуальное насилие, разделяя его на более и менее «серьезные» формы, с помощью таких терминов, как «серое изнасилование» или «изнасилование на свидании".
# В культуре изнасилования в больницах нет средств первой помощи при изнасиловании, служители порядке не верят жертвам, у прокуроров нет мотивации для обвинения, судьи к ним враждебны, присяжные осуждают жертву, и приговоры выносятся незначительные.
# В культуре изнасилования сексуальное насилие является развлечением и показывается в качестве такового в фильмах, телепередачах, книгах и видеоиграх.
# В культуре изнасилования телепередачи и фильмы исключают изнасилование из ситуаций, где в реальной жизни оно было бы постоянной и серьезной угрозой.
# Культура изнасилования - это шутки об изнасиловании: на футболках, в университетских газетах, в домашнем видео солдат, на радио, в новостях общественных каналов, в журналах, в спаме, в рекламе детских фильмов, на страницах юмора, в телепередачах, на Хэллоуин, в интернет-записях знаменитостей, в интернет-записях рядовых людей, в заголовках новостей, на сцене клубов, в политике, в женских передачах, в фильмах, в мультиках, в ночных клубах, на MTV, в ночных телешоу, на татуировках, на юмористической эстраде, на сайтах, на показах премий, в Интернет-конкурсах, в трейлерах фильмов, на автобусах, на зданиях учреждений культуры…
# В культуре изнасилования людей, которые сопротивляются мусору культуры изнасилования, называют чересчур чувствительными, вместо того, чтобы считать людей, которые поддерживают культуру изнасилования, недостаточно чувствительными.
# Культура изнасилования - это множество способов, которыми изнасилование открыто, автоматически поддерживается и поощряется, проникая во все уголки культуры, настолько глубоко, что людям трудно понять, что такое культура изнасилования.
Это далеко не весь список. Это только верхушка огромнейшего айсберга.
У меня сейчас нет никакого желания взваливать на себя такой объём работы, да ещё, извините за преземлённость, бесплатно.
Альтернатива гораздо хуже - термина, произнесенного на русском, не будут понимать русские.
Эээээ... подождите. пожалуйста. Давайте уточним, какой именно термины вам нужен: термин для тех, кто занимается проблемой, или термин для адаптированного варианта текста? Во втором случае, в принципе, есть шанс и без специального термина обойтись.
И вообще-то вы только что сами чуть не предложили вводить разную терминологию для "ученых" и для "простых" Ничего себе общность терминов...
Прочитайте ещё раз мой коментарий, пожалуйста. Я ничего не предлагаю, я констатирую факты, это во-первых. Во-вторых, общность терминов значима - и, что важнее, достижима - именно для научного собщества. Чтобы представить, насколько достижима общность терминов в общественном сосзнании - посмотрите, хотя бы, сколько и каких смыслов вкладывают люди в понятие "любовь".
Но к науке это все имеет крайне косвенное отношение.
Объясните, пожалуйста, откуда такой вывод.
И первично в данном случае отнюдь не обсуждение ситуации в умных словах, а ее изменение.
А как вы представляете себе, в таком случае, конкретные методики изменения ситуации? Без обсуждения ситуации "в умных словах"?
И понимание сограждан и взаимодействие с согражданами для этого изменения на порядки важнее, чем понимание и взаимодействие с кем-то там за рубежом, кто не имеет к нашей ситуации никакого отношения и никак не может на нее влиять.
О, кажется, я это слышала... да, точно. Каждый раз, когда наши, извиняюсь, ответственные товарищи норовят ввести очередную хрень типа принудительного лечения зависимых, запрета аутрич-работы и прочего, они говорят те же самые слова. И правда, зачем нам знать, что этот метод уже опробовали во многих странах и признали негодным? Мы всё проверим на себе! А сколько человек на этом потеряет здоровье, качество жизни и эту самую жизнь - пофиг, ведь широка страна моя родная!
Извините, такой вопрос - вы насколько знакомы с организацией деятельности различных социальных служб? Например, с той же профилактикой насилия?
У меня сейчас нет никакого желания взваливать на себя такой объём работы, да ещё, извините за преземлённость, бесплатно.
Ок. В таком случае, не мешайте адаптировать тот текст, что есть. Логично?
Объясните, пожалуйста, откуда такой вывод.
Эта статья - пардон за прямоту, агит-прогон одной из сторон на тему "почему наше дело правое в этом конфликте интересов". К науке (любой) он имеет ровно такое же отношение, как прогоны противоположной стороны о том, что женщинам по природе нравится подчиняться и вообще, если их дома не запирать, то немедля рождаемость падает.
Тот факт, что описанная ситуация соответствует действительности, этого обстоятельства никак не меняет. Это - НЕ научная статья.
А как вы представляете себе, в таком случае, конкретные методики изменения ситуации? Без обсуждения ситуации "в умных словах"?
А вы?
Я вот думаю, что даже простое распространение этой статейки в сети может принести пользу. Тем более, что выбор у нас, прямо скажем, невелик.
Вы предлагаете создать по этому поводу международную комиссию? Или что? И как эта комиссия сможет влиять на культуру нашего общества?
О, кажется, я это слышала... да, точно. Каждый раз, когда наши, извиняюсь, ответственные товарищи норовят ввести очередную хрень типа принудительного лечения зависимых, запрета аутрич-работы и прочего, они говорят те же самые слова. И правда, зачем нам знать, что этот метод уже опробовали во многих странах и признали негодным? Мы всё проверим на себе! А сколько человек на этом потеряет здоровье, качество жизни и эту самую жизнь - пофиг, ведь широка страна моя родная!
Вы уверены, что вы со мной разговариваете?
Извините, такой вопрос - вы насколько знакомы с организацией деятельности различных социальных служб? Например, с той же профилактикой насилия?
Вы считаете, что деятельность этих служб у нас в стране эффективна?
Кстати...
То, что хозяйка этого дневника не рассматривает его, по-видимому, как "трибуну" для просвящения широких народных масс, избавляет её от обязанности выкладывать здесь только понятные широкой аудитории материалы. Потому что понятности никто не обещал. Потому что это - её территория.
Вы обратили внимание, что, когда я вам написала практически это же самое, вы ответили, что я приписываю вам то, чего вы не говорили, и что вообще я разговариваю с астралом?
Не могли бы вы показать, где и чем я вам мешаю?
Эта статья - пардон за прямоту, агит-прогон одной из сторон на тему "почему наше дело правое в этом конфликте интересов". К науке (любой) он имеет ровно такое же отношение, как прогоны противоположной стороны о том, что женщинам по природе нравится подчиняться и вообще, если их дома не запирать, то немедля рождаемость падает.
Тот факт, что описанная ситуация соответствует действительности, этого обстоятельства никак не меняет. Это - НЕ научная статья.
А, ну если пользоваться такими критериями... Спасибо, логику вашу я, кажется, более-менее поняла.
А вы?
Я полагаю, что без обсуждения (а до него - без сбора информации) мало что изменится. Потому что действовать вслепую - можно. конечно, но не всегда эффективно. Но если очень хочется - почему нет?
Тем более что вы правы - распространение информации, приведённой в этом посте, уже может быть полезно.
Вы уверены, что вы со мной разговариваете?
Да. И могу развернуть логическую цепочку, результатом которой стала данная фраза. Развернуть?
Вы считаете, что деятельность этих служб у нас в стране эффективна?
Нет. И именно потому интересуюсь, насколько вы знакомы с теми же механизмами профилактики.
Я считаю, что наша соц. служба наданный момент потому и находится в таком интересном... ну, пусть состоянии, что подавляющее большинство руководителей её и множество простых работников действуют по схеме "чё тут думать, трясти надо!".
Вы обратили внимание, что, когда я вам написала практически это же самое, вы ответили, что я приписываю вам то, чего вы не говорили, и что вообще я разговариваю с астралом
Это же самое? Правда? ОК, ваш коментарий мне полностью:
Ну да, ну да. Мы тут собрались, все интеллигентные интеллектуалы, культурно поговорить промеж себя в закрытом дневнике о том, как у нас в обществе все плохо А потом еще можно сесть и поплакать хором. Зачем нам пытаться что-то изменить? К чему нам говорить с толпой? Что нам эти интеллектуально ущербные быдлотолпы, не знающие элементарного - англоязычной терминологии общественных наук! Какое значение имеет то, что только переубеждением БОЛЬШИНСТВА можно изменить эту ситуацию в обществе? Что нам то большинство! Мы тут промеж себя, в уголочке...
Так?
"Страна эльфов" (с)
Вы уж определитесь - нравится вам описанная в статье картина или нет. Хотите вы ее изменить - или нет. Если нет - то нет и вопросов.
Вы точно уверены, что это - то же самое? И что... как бы это... что вы туда больше ничего не клали? Для меня ваш логический переход от обсуждения адекватности термина к обсуждению мер противодействия существующему положению дел и моим отношениям с темой был, мягко говоря, неочевиден. Эмоциональный накал коментария обсуждеть не буду, по и-нету оно, к сожалению, довольно сложно определяется.
Ффух
Надоело.
Извините, у меня нет сил вчитываться в дискуссию. Судя по тому, что я уловила, речь идет о том, для кого и с какой целью написан текст, и для кого вообще публикуются статьи в моем дайри. Так вот.
1. Все статьи по феминистической и ЛГБТ-тематике в этом дайри я пишу в первую очередь для себя. Во-первых, я так формулирую мысли и перевариваю накопленные знания. Во-вторых, я часто обсуждаю эти темы, и иногда мне проще один раз изложить основы письменно, чем повторять сто раз одно и то же. В-третьих, я подумываю поступать в аспирантуру по этому направлению, и собираю материалы и отрабатываю темы, которые мне интересны.
2. Я читаю материалы и, соответственно, думаю в формате западных феминистов - не специалистов, но людей, интересующихся темой. Поскольку пишу я "начиная с себя", то и излагаю на удобном мне языке - а это язык означенной группы. Если мне хочется толкать идею в массы, я пишу по-другому. Для масс есть, например, здесь же в дайри висящий перевод "способов избежать изнасилования". Для научной работы писать надо тоже по-другому, но я пока не ставлю эту задачу. Я все выкладываю, потому что находятся те, кому это интересно. Но обычно я исхожу из того, что если человеку интересно, но не все понятно, он сначала поищет поясняющие материалы сам - по крайней мере, я так делаю. Ну, или попросит уточнить.
3. Задачу спасать мир сразу весь я не ставлю. Хотя я знаю, что мои тексты оказываются полезны, но полагаю, что каждой группе людей нужны свои методы воздействия, и мои тексты находят свою группу. Если найдутся желающие их адаптировать под другие группы - я не против, я только за. Но я сама этим заниматься не стремлюсь.
Вот так
Извините...
Задачу спасать мир сразу весь я не ставлю.
По моему опыту, те, кто ставит перед собой такую задачу, заканчиваются довольно быстро и очень неприятно. И как специалисты заканчиваются, и как люди.
И - спасибо вам большое за ваши тексты.
Не за что
спасибо вам большое за ваши тексты.
Пожалуйста.
те, кто ставит перед собой такую задачу, заканчиваются довольно быстро и очень неприятно
По моим впечатлениям, они как минимум терпят неудачу.