пренебречь, вальсируем
Хотела написать про Стёрджеса, но поняла, что это такая банка с пауками разных пород, что их надо брать поштучно и подробно рассматривать. Поэтому для начала - то, что и помимо Стёрджеса всплывает часто: (сексуальная) объективация.

Заимствуя формулировки из Википедии: Объективация вообще — это восприятие человека как товар или объект для какого-либо использования, без учёта его личности или способности испытывать чувства. Сексуальная объективация - это восприятие другого человека или отношение к нему исключительно как к инструменту (объекту) для собственного сексуального удовлетворения.

Однако я часто сталкиваюсь с тем, что эти определения - особенно в случае второго термина, чаще всплывающего в дискуссиях - интерпретируют более широко, то есть понимают сексуальную объективацию как "восприятие другого человека как объекта сексуального удовлетворения", без слова "исключительно". И вот здесь возникает проблема. Дело в том, что мы все воспринимаем других людей как объекты, в том числе объекты сексуального удовлетворения (если нас таковое вообще интересует). Когда кондуктор в автобусе продает нам билет, мы в нем видим не богатый внутренний мир, а инструмент для получения билета. Точно так же, когда нам с плаката улыбается красивый мужина, мы видим не его богатый внутренний мир, а объект для эстетического любования или эротических фантазий. Это нормально.

Ненормальной ситуация становится тогда, когда объективация выходит за рамки инструментальных функций, заданных профессией, задачей и т.д. То есть:
а) когда забывается, что у человека есть этот самый богатый внутренний мир, личность и чувства, и с ним начинают обращаться как с неодушевленным объектом (например, орать на кондуктора и ожидать, что он будет сидеть и слушать, или лапать красивого мужчину с плаката за задницу при личной встрече без разрешения);
б) когда статус объекта распространяется на ту или иную социальную группу, постоянно, вне зависимости от обстоятельств, и в некоторых случаях даже вменяется ей в обязанность. Примеры этого есть в мотивации рабства, крепостного права, расизма, классизма, отношения к людям с инвалидностью, к детям и к пожилым... но в нашем случае это сексуальная объективация, которая направлена в первую очередь на женщин.

читать дальше

@темы: $ body&beauty, $ feminism, $ gender, $ rape culture, $ sex&sexuality, $ visibility&representation

Комментарии
30.09.2016 в 09:12

Logic only applies to the weak
А цензурная женская грудь (как я ее называю, потому что под копирку) из классических картин? Она ведь не сексуализировалась?
30.09.2016 в 12:06

Случайные свидетели
Круто как! Спасибо!
30.09.2016 в 12:39

маньяк-теоретик
мужчины тоже показываются в СМИ как сексуальные объекты (для других мужчин или даже для женщин)
На этом "или ДАЖЕ" меня порвало. Было бы смешно, если бы не было так.
01.10.2016 в 17:23

Будем искать пуговицу! (с)
Очень доступно и правильно написано. :friend:
А можно репостнуть у себя?
01.10.2016 в 21:57

пренебречь, вальсируем
Allora, да, конечно)

Evil Ed, именно))) (была теория, что это одна из причин, почему женщинам с м-ориентированной сексуальностью нравится гомоэротика - хоть что-то дают, хотя и не им адресно)))

Evident, пожалуйста!)

Luu, ммм, смотря в какое время и в каком контексте?
01.10.2016 в 22:04

Будем искать пуговицу! (с)
Св., спасибо.
01.10.2016 в 23:11

...и добрая душа! ©
Спасибо большое за этот пост! Нашла в нем многие важные для себя ответы.
02.10.2016 в 11:42

"Для того, чтобы услышать себя, нужны молчаливые дни"
Св., Очень интересно, прямо в точку попал пост (в собственную, болевую). Спасибо.
Поняла, что у меня слиплись понятия сексуальный интерес и сексуальная объективация в сторону последнего. Такой вот баг. Теперь нужно будет обдумать всё заново.
03.10.2016 в 11:55

маньяк-теоретик
Св., гуляла по сети реклама шоколадки продавали накачанными торсами мужиков-типа-кондитеров. Это было по-своему свежо, но очень забавно показывало вообще идиотизм (тут конечно имхо) продажи еды сексом. И тем что даже голые мужские торсы для женщин (???) снимали по-привычке точно так же как женские для мужиков. Короче, я теряюсь вообще с тем, что именно креативщики вкладывали в концепт: www.youtube.com/watch?v=XeyOLmi6RQI
03.10.2016 в 13:54

пренебречь, вальсируем
~Мари, я очень рада!

F_Defence, знаете, очень здорово слышать Теперь нужно будет обдумать в таких ситуациях.

Evil Ed, О, таких реклам много. Но они выглядят странно - по одной из двух причин: либо потому, что мы не привыкли, когда мужчин снимают "как женщин" (то есть как сексуальные объекты), либо потому, что это на самом деле пародия, шутка юмора. И отделить одно от другого часто сложно. В этом вот ролике я не могу понять, планировался ли он как реально "мужчина-конфетка" (мужики-то красивые), или как шутка "мы сняли мужчин как женщин, хахаха".
С "мы сняли мужчин как женщин" подстава в том, что когда так делают, предполагается, что никто не думает всерьез, что мужчин можно так снимать, и что есть аудитория, которой нравится, когда их так снимают. И в какой-то мере это правда - в том смысле, что когда нам показывают снятую "мужским взглядом" женщину, это так привычно, что нормально; а мужчина - это непривычно и кажется неловким, и к тому же - см. выше - поскольку предполагается, что мужской взгляд может быть обращен только на женщину, то когда он обращен на мужчину, это придает ему качество женственности, что вызывает нормативный дискомфорт. Дискомфорт разрешается либо агрессией, либо смехом; реклама обычно подталкивает ко второму варианту. Часто, кстати, с помощью подчеркивания абсурдности - см. разные проекты про "порно для женщин", где красивые мужчины поставлены в пинапные позы и гладят белье. Это такие многослойные конструкции, можно очень вдумчиво и долго распаковывать. )))
03.10.2016 в 16:11

маньяк-теоретик
Св., в конкретном ролике я не очень считываю юмористический пласт. Скорее мне кажется, что они где-то промахиваются с подачей. Т.к. сексуализация мужского тела происходит тоже через призму мужского же взгляда. А иногда мне видятся как раз сложновывернутые конструкты типа "давайте снимим для женщин как для мужчин, но при этом не задаемся вопросом, а как смотрят на это сами женщины". То есть как мама из анекдота к ребенку:
- Вова, иди домой!
- Мама, я замерз?
- Нет, ты хочешь кушать!
То есть в это рекламе какой-то дядя (предположительно) решил за меня, что мне должно нравиться.
09.10.2016 в 18:28

carpe diem
разборчиво и толково. спасибо за пост.
19.10.2016 в 18:33

Does it make you happy you're so strange?
Очень интересно, спасибо за пост.