пренебречь, вальсируем
Мне кажется, я уже несколько раз об этом писала, и регулярно говорю, когда читаю лекции, но это тема, которую вполне стоит повторить.
История борьбы за права человека и за права социальных групп - это история борьбы вокруг определения, что есть человек.

Если оглянуться в прошлое, оказывается, что до недавнего времени процент тех, кто действительно считался человеком, среди homo sapience был очень небольшим. читать дальше

@темы: [!], $ equality, $ privilege, $ normativity

Комментарии
04.05.2016 в 21:11

we take what is offered
В рамках же человечества и человеческого общества важно то, что общество - от социальных отношений до культуры и до материальных структур - оптимизируется под идеал человека, как он понимается данным обществом. Это точка отсчета.
Это ж получается антропоцентризм в буквальном смысле) растущий из той же эпохи Просвещения (а та из античности, и даже средние века слишком много оттуда почерпнули).
Вот интересно, для поисков других систем, более экологичных и разнообразных, выходит, нужно смотреть на вообще другие общества, не связанные с античной моделью человека. И смотреть-то аккуратно, потому что в картину мира уже вшито европейско-культурное, влияющие как на непосредственный взгляд, так и на любые исторические материалы.
Чо-то я как-то криво выражаюсь, похоже.
04.05.2016 в 21:13

Дезмонд тебя не успеет спасти (с)
Спасибо! Хорошо написано!
04.05.2016 в 21:55

пренебречь, вальсируем
Lindwurm, ты абсолютно права - и в том, что надо смотреть, и в том, что смотреть сложно. На настоящий момент все глобальное общество пропитано западными представлениями, за исключением, может быть, небольшого количества племен, живущих вне цивилизации как мы ее понимаем. Хотя большой пласт экосоциальных движений - экофеминизм (в некоторых вариантах), некоторые африканские аграрные движения, частично европейская зеленая партия - пытаются как-то сместить эту рамку. Но тут сложность даже на уровне языка. Пока я писала этот коммент, я несколько раз себя останавливала, чтобы подобрать наименее андро-центричный, западо-центричный термин, и все равно вряд ли удалось. А говорить о чем-то без языка мы плохо умеем )))

Beisa, спасибо!
04.05.2016 в 22:14

we take what is offered
Св., я когда над всем этим размышляю, наталкиваюсь в основном на ээээээ инстинкты и упрощенное мышление ради экономии энергии. То есть, вот, в рамках отдельно взятой личности вполне возможно личное совершенствование, постижение дзена, обретение уважения к любой жизни и разнообразию этой самой жизни, все такое. Но если речь об обществе, вроде ведь известно, что деление на своих и чужих (и сопутствующая ксенофобия) растет из чего-то очень глубинного, нет? Равно как и стереотипы и шаблоны в мышлении возникают в первую очередь потому, что мозг банально глюкозу экономит, и если простихоспади ресурса мало, то хоть ты тресни, не заставишь отойти от шаблона - выживание дороже. С моей точки зрения это такие проблемы, к которым и подступиться-то непонятно как в рамках чего угодно бОльшего, чем одна конкретная личность.
Что говорит по этому поводу современная наука? :laugh: то есть, ну, существует ли вообще такая (может, чересчур глобальная?) постановка проблемы? Навскидку я могу предположить, что во-первых можно так уж не зацикливаться и бороться с реально вредными стереотипами, а не со всеми подряд. В общем это наверное даже работает? А во-вторых, аппелировать к если не человеку разумному, то хотя бы человеку мыслящему. Ну, там, "мы же не животные, не надо идти на поводу у всех инстинктов подряд". Но это вроде как-то слишком идеалистично выходит. :hmm:
04.05.2016 в 22:34

пренебречь, вальсируем
Lindwurm, я про это все еще формулирую пост ))) который в общем и целом сводится к тому, что да, стереотипы и шаблоны - это экономичность мышления. и сами по себе они не хороши и не плохи. но: ксенофобные стереотипы - это уже социальный продукт. возможно, конечно, и биологический тоже, но я не смотрела пока всерьез на исследования такого рода, большая часть утверждений "ксенофобия заложена в человеческой природе" мне попадалась в эволюционной психологии, а эволюционная психология - это научно-социальная ловкость рук базового уровня ))) почему шаблоны и стереотипы не могут быть добрыми и помогающими, а не агрессивными или унизительными? это вопрос, который я практически не видела заданным.
а что делать на уровне общества... оййй. это всегда так масштабно, что мне становится страшно ))) но да, конкретные личности - это уже неплохое начало. общественные институты еще. а дальше посмотрим, куда это приведет.
04.05.2016 в 22:56

Был котенок - станет рысь
Про рациональность мне еще очень нравится то, что самая научная позитивистическая часть psychology - то есть (affective) neuroscience, quantitative social science, etc. - набрали весьма убедительную базу исследований про то, как эмоции лежат под всем когнитивным аппаратом и настраивают его. То есть полная биологическая невозможность чистой рациональности - это уже не домыслы соц конструкционистов, а самый настоящий мейнстрим. Но естессно, когда надо, все это игнорится нафиг.

Про добрые и помогающие шаблоны, я очень люблю Moral Foundations Theory, Jonathan Haidt. Там есть моральные шаблоны справедливости и заботы о других, как и шаблоны уважения/иерархичности и верности своим/ксенофобии. У Хайдта очень интересная смесь эволюционной, социальной, и культурной психологии, но на русском практически ничего нет, кроме краткого перевода в жж Маркова:
macroevolution.livejournal.com/77820.html
04.05.2016 в 23:15

пренебречь, вальсируем
No Boundaries, О, спасибо за информацию и за рекомендации, я посмотрю!
То есть полная биологическая невозможность чистой рациональности - это уже не домыслы соц конструкционистов, а самый настоящий мейнстрим. Но естессно, когда надо, все это игнорится нафиг.
Ага. Зато эволюционная психология (которая, кажется, псевдонаука даже с точки зрения большинства психологов?) - это любимый источник (дез)информации...

В феминистской теории есть, например, Ethics of Care (Carol Gilligan) - это предлагаемая альтернатива либерально-юридическому основанию социального устройства (которое мы имеем сейчас). Хотя я не очень с ней знакома (просто руки не доходили глубоко изучить), но это влиятельная теория. Не уверена, что переводили.
04.05.2016 в 23:34

Был котенок - станет рысь
Св., У меня love/hate отношения c эволюционной психологией. Там есть очень интересные глубокие работы, а есть также большая куча полного фейспалма. Не знаю про большинство психологов, так как я глубоко варюсь исключительно в сфере психологии морали и психотерапии. Психология разрослась настолько, что я боюсь утверждать что-то вне своих сфер.
(Плюс сейчас идет replication кризис, который я отслеживаю где-то года три уже, так что я время от времени хочу зарыться под плинтус, сдаться апатии, и перестать утверждать вообще хоть что-либо).
Я в общих чертах знакома с Гиллиган, и на Хайдта она тоже оказала влияние.
04.05.2016 в 23:48

we take what is offered
Св., ну, да, стереотипы как метод - всего лишь удобный инструмент, а агрессивные, наверное, просто куда больше заметны (и болезненны), вот их и осуждают? А через них - все стереотипы скопом, потому что, ну ты понимаешь, шаблон мышления :-D
Насчет добрых и помогающих стереотипов очень интересно задуматься, прям сразу ничего в голову не приходит, кроме наполовину подсознательных симпатий к людям, которые напоминают кого-то положительного. Конечно, еще вопрос, насколько и в каких ситуациях это помогает, а в каких наоборот...
По идее, это как полезные и вредные привычки, при должных настойчивости и времени можно управлять. Это, наверное, уже к психологии толпы и всяким идеологическим практикам.

но я не смотрела пока всерьез на исследования такого рода, большая часть утверждений "ксенофобия заложена в человеческой природе" мне попадалась в эволюционной психологии, а эволюционная психология - это научно-социальная ловкость рук базового уровня )))
во! Слушай, спасибо, что-то в этом роде и хотелось услышать) что это не всеми безусловно считается верным, как минимум. Между прочим, сразу вспомнила, что говорят и про инстинкт любознательного поведения - даже если тоже утверждение эволюционной психологии, все равно выходит, что реакция на новое - далеко не всегда страх.
05.05.2016 в 00:10

пренебречь, вальсируем
No Boundaries, в сфере психологии морали и психотерапии.
Ух ты! Не знала, что такое есть, хотя следовало предположить. Очень интересно.

Плюс сейчас идет replication кризис, который я отслеживаю где-то года три уже
Можете рассказать, что это такое, в двух словах? Или ссылками )))

Lindwurm, стереотипы как метод - всего лишь удобный инструмент, а агрессивные, наверное, просто куда больше заметны (и болезненны), вот их и осуждают? А через них - все стереотипы скопом, потому что, ну ты понимаешь, шаблон мышления
Ну да ) В сущности, "этот белый синеглазый парень в приличном костюме безопасный" - такой же стереотип, как "этот черный мужик в джинсах под попой наверняка бандит". Хотя с шансами синеглазый парень работает каким-нибудь пирамидальным брокером и подсыпает клофелин в свободное время, а черный мужик помогает бездомным ветеранам и котикам. Однако первый стереотип позитивный и не вызывает негативной реакции, а второй негативный, работает на угнетение более очевидным образом, и с ним борются.

По идее, это как полезные и вредные привычки, при должных настойчивости и времени можно управлять. Это, наверное, уже к психологии толпы и всяким идеологическим практикам.
В общем, да )))

Между прочим, сразу вспомнила, что говорят и про инстинкт любознательного поведения - даже если тоже утверждение эволюционной психологии, все равно выходит, что реакция на новое - далеко не всегда страх.
Вот буквально на днях читала статью, но не могу найти сходу ровно про это! Там речь была про то, что до недавнего времени все эксперименты в поведенческой психологии проводились на самцах животных и мужчинах (если только они не были специально про гендерные различия). Они в ситуации необычной ситуации проявляют реакции fight or flight и тому подобное, что обычно описывают. А вот недавно исследователи (исследовательницы, конечно) начали воспроизводить эти исследования, но с самками/женщинами или со смешанным полом/гендером. И обнаружили, что в этом случае реакция куда чаще - tend and care, de-escalate. То есть смягчить конфликт, проявить заботу, помириться и подружиться. Тут, конечно, есть тоже ряд вопросов, потому что такая подача (или то, как я ее помню) предполагает, что женщины/самки по природе своей ориентированы на заботу, но все равно очень интересно и подвергает сомнению многие базовые постулаты.
05.05.2016 в 00:20

we take what is offered
Св., Однако первый стереотип позитивный и не вызывает негативной реакции, а второй негативный, работает на угнетение более очевидным образом, и с ним борются.
Черт, да, а ведь это... как ее, положительная дискриминация?
(и сразу вспомнила про то, что дескать среди женщин не бывает серийных убийц.)

Вот буквально на днях читала статью, но не могу найти сходу ровно про это! Там речь была про то, что до недавнего времени все эксперименты в поведенческой психологии проводились на самцах животных и мужчинах (если только они не были специально про гендерные различия)
Ах они сволочи, и тут подсуропили насчет стереотипов! а еще ученые! :lol::lol: блин, мне вот действительно просто в голову не приходило, что выборка может быть такой однобокой в таком количестве случаев. А оно вон как.

Тут, конечно, есть тоже ряд вопросов, потому что такая подача (или то, как я ее помню) предполагает, что женщины/самки по природе своей ориентированы на заботу, но все равно очень интересно и подвергает сомнению многие базовые постулаты.
Да, а как же еще разные виды? Может, у мышей (например) и в самом деле скорее ориентированы на заботу, а как с этим предположим у гиен?.. Опять похоже упираемся в то, что до сих пор все исследования были заранее подсознательно biased, и сомневаться надо вообще во всем предыдущем знании. И в самой себе до кучи.
Чорт, это все ужасно интересно, и так же ужасно неподъемно. :small:
05.05.2016 в 00:59

пренебречь, вальсируем
Lindwurm, дескать среди женщин не бывает серийных убийц
Ага. Впрочем, надо сказать, что среди женщины они бывают, но значительно реже, чем среди мужчин, и с другой мотивацией обычно. Серийные убийцы-мужчины возникают обычно из чувства entitlement и обиды за неполучение того, на что они, как они считают, имеют право. Обычно секса. Женщины-серийные убийцы либо идут в паре с мужчиной (Бонни и Клайд), либо ангелы милосердия (забота! какая есть), либо черные вдовы.

а еще ученые! :laugh:

Да, а как же еще разные виды? Может, у мышей (например) и в самом деле скорее ориентированы на заботу, а как с этим предположим у гиен?.. Опять похоже упираемся в то, что до сих пор все исследования были заранее подсознательно biased, и сомневаться надо вообще во всем предыдущем знании.
Именно. Классический пример - это исследования социального поведения обезьян. Есть два ближайших к человеку вида: шимпанзе и бонобо. У шимпанзе условно патриархат и выстраивание иерархии через агрессию. У бонобо условно матриархат и выстраивание иерархии через заботу (выбирание блох) и прочие эмоциональные связи. Догадайтесь с трех раз, какой вид чаще используют как аналогию для человеческого поведения?
05.05.2016 в 02:29

Был котенок - станет рысь
Св., Плюс сейчас идет replication кризис, который я отслеживаю где-то года три уже
Можете рассказать, что это такое, в двух словах? Или ссылками )))


Можно на you/ты :)

Если в двух словах, то сочетание
1) систематических проблем в публикации - журналы любят новое и не любят публиковать отрицательные результаты;
2) в статистическом анализе - слишком легко найти что-нибудь интересное и закопать неудобный результат;
3) и карьерном давлении - без опубликованных статей не найти работу
привело к тому, что никто теперь не знает, что из существующих теорий относительно реально, а что нет. Так как никто не знает, сколько опровержений никогда не увидело свет. И недавние проекты репликаций - повторений предыдущих исследований - показывают, что слишком много из них не подтверждаются. Это не только в психологии - экономика, даже биомед исследования сейчас имеют ту же проблему

И моя любимая ссылка (из сотни потенциальных):
undark.org/article/the-replication-crisis-is-my...
05.05.2016 в 04:00

пренебречь, вальсируем
No Boundaries, Можно на you/ты хорошо! :friend:

Ух ты, как оно все. Да, сама ситуация широкая по разным наукам. Но вот что по этому поводу делаются репликации - это здорово, на самом деле. То есть понятно, что у науки кризис, но есть шансы его прочистить.
В социологии та же свалка, кажется, но пока никто не чистит. Впрочем, я довольно скептически отношусь к социологии в целом. :nope: