пренебречь, вальсируем
Хожу я тут на занятия танцами и думаю одну мысль каждый раз: как хорошо заниматься, когда тебя не оценивают и ни с кем не сравнивают. Хорошо прыгаешь - отлично. Плохо прыгаешь - ничего, научишься. Не прыгаешь, а стоишь у стеночки - ну и стой, твое дело. Все ходят прыгать для своего удовольствия, а преподаватель там для того, чтобы движения показывать.
Может, в соревновательных видах занятий это и неполезно. Но я вот с тоской вспоминаю свое детство, когда я вылетала из всех спортивных и танцевальных кружков из-за гребаной соревновательности, постоянных оценок и сравнений. Я туда не ради достижений ходила, а чтобы двигаться и укреплять здоровье. Но в каждом кружке было одно и то же: те, кому это лучше удается (часто те, у кого уже и так много подвижности в жизни и поэтому они спортивнее/лучше схватывают движения) ставятся всем в пример, а неуклюжих, как я, все время оценивают, не одобряют и задвигают - и преподаватели, и вслед за ними все дети, потому что дети берут со взрослых пример. Так были устроены, кажется, все постсоветские кружки чего-либо двигательного. Вспоминаю с ужасом.
Это я все к чему: что соревновательность - это, конечно, не всегда плохо. Но во многих ситуациях она явно зря. (Далее должен следовать какой-то философско-педагогический вывод, но мне лень, и вообще работать надо.)
Может, в соревновательных видах занятий это и неполезно. Но я вот с тоской вспоминаю свое детство, когда я вылетала из всех спортивных и танцевальных кружков из-за гребаной соревновательности, постоянных оценок и сравнений. Я туда не ради достижений ходила, а чтобы двигаться и укреплять здоровье. Но в каждом кружке было одно и то же: те, кому это лучше удается (часто те, у кого уже и так много подвижности в жизни и поэтому они спортивнее/лучше схватывают движения) ставятся всем в пример, а неуклюжих, как я, все время оценивают, не одобряют и задвигают - и преподаватели, и вслед за ними все дети, потому что дети берут со взрослых пример. Так были устроены, кажется, все постсоветские кружки чего-либо двигательного. Вспоминаю с ужасом.
Это я все к чему: что соревновательность - это, конечно, не всегда плохо. Но во многих ситуациях она явно зря. (Далее должен следовать какой-то философско-педагогический вывод, но мне лень, и вообще работать надо.)
А "у них" бывают хобби ради хобби. Танцы ради того, чтобы попрыгать. Рисование, потому что прёт.
Это и по книжкам видно, и по взаимооценкам в интернетиках... И что самое главное, "у них" с таким подходом результаты обучения зачастую лучше, потому что человеку помогают делать то, что ему хочется, а не заставляют "Добиваться".
Кстати, у меня в школьной жизни были одни двигательные занятия, с которых я не вывалилась и стабильно ходила три года. Аэробика. Для взрослых. Когда мне было 8-10 лет. Потому что со взрослыми меня равняться никто не тянул, достаточно было, что я прыгала, старалась и никому не мешала. Да и самих взрослых, кстати, не тянули догнать и перегнать - там были девушки, которые даже ездили на соревнования, но для подготовки к соревнованиям у них были отдельные занятия, а тут они просто прыгали со всеми.
Мне кажется, что тут разница даже не столько между "у них" и "у нас" (если посмотреть на истории про кружки при американских школах, тоже все печально), а между детьми и взрослыми. Почему-то взрослые не дают детям заниматься в удовольствие, а только на результат. То ли не верят, что дети будут что-то делать в удовольствие, то ли хотят это удовольствие из процесса изъять, или максимально затруднить его получение...
У меня в детстве все двигательное вокруг тоже было заточено под "готовимся к соревнованиям" (вплоть до института, ага), но повезло на бассейн, где были не занятия, а просто абонемент. ) В первой музыкалке все было заточено на "догнать и перегнать", но туда я ходил в подготовительную группу, куда брали еще всех, а когда меня попытались не взять в следующую, мы уже переехали сюда, где школа была мелкая, скромная и, кажется, выезжала исключительно за счет количества учеников, потому что когда наш поток ее закончил, она за следующий год разорилась и ненавязчиво скончалась.
Я даже не против соревновательности как таковой. Я против ее навязывания всегда и везде. Ну вот как в моем примере: я не хочу заниматься танцами для соревнований и быть лучше всех. Я хочу прыгать
*Chiffa, ммм, да. Впрочем, я думаю, там сочетаются компоненты. И в любом случае, сдается мне, "у них" проще найти кружки для детей, которые про удовольствие, а не про соревнования... Спортивные могут быть исключением из-за культа спорта.
Так что я потом плюнула, не доучившись два года, и ушла в студию прикладного творчества. Вот там было чудесно. Потому что ну какой толк с прикладного творчества, это ж работа руками, хобби, детей же надо чем-то занимать после школы. А по-моему, для моего творческого мышления эта студия сделала гораздо больше дурацкой художки.
Нет, я одобряю, и восхищаюсь, и всё такое прочее, но смотреть и тем более сама участвовать не могу.
То же, кстати, и в работе — если я знаю, что меня будут с кем-то сравнивать, мне это не поможет, а, наоборот, застопорит.
*Chiffa, У меня довольно узкий наблюдаемый сегмент - рисование, но за него я сказать могу: что между "тут" и "там" для взрослых разница менталитета есть однозначная: "у нас" стереотип-родом-из-совка - "после 20 поздно учиться рисованию/музыке, уже не станешь профессионалом" (циферка может быть несколько другой, суть остается), а у них - "даже после 50 не поздно учиться рисованию и получать удовольствие!"
Я пыталась записаться в музыкальную школу возле своего дома на фортепиано. Частным порядком, за приличные деньги. Нихт. Только детей учим.
У меня слух есть, пальцы, разработанные (на гитаре) немножко. А учиться негде, другие школы не подходят из-за режима жизни.
29 мне, к слову. Поздно, милая дамочка, поздно (с)
Алатау, Я пыталась записаться в музыкальную школу возле своего дома на фортепиано. Частным порядком, за приличные деньги. Нихт. Только детей учим.
Мгм... тут могут быть дополнительные факторы. Вижу в профиле, что Россия, так что... Есть такая штука, как лицензирование деятельности; если там прописано что-нибудь об "Образовательных услугах для детей какого-то возраста", они могут не захотеть связываться со взрослыми - раз. Обучение творчеству детей и взрослых - все-таки разная специфика, они могут банально не уметь (и поэтому не хотеть) работать со взрослыми - два. Наши бы точно за взрослых не взялись, даже на дому и репетиторством. Так что... учиться, конечно, никогда не поздно, но по выходу из студенческого возраста фактически остается только вариант как раз репетиторов на дому. Эти за взрослых берутся охотней.
Не подумала. Хотя я и не хотела именно прям в школу записываться, чтобы диплом и всё такое. Я просто пошла туда в надежде, что кто-то из учителей сможет, опять-таки, частным порядком. А они так отмахивались усердно.
Нет, я, конечно, рано или поздно найду то, что нужно, но честно говоря, немного обескуражена. Тот редкий случай, когда готов потратить деньги, а предложить их некому))
Зато на плавании и в художке от нас ничего не требовали. Удачные картины вывешивали в холле, но на этом всё. Кто хотели, пошли потом дальше учиться в данном направлении.
Я знаю по себе,например, нужно какое-то время поделать "как получается", потому что мне проще всего учиться, когда рекомендации и правила ложатся на уже какую-то практику. До этого я где-то две трети объяснений не понимаю или понимаю не так - это касается и творчества, и двигательного. Так что место, где поправки по запросу, - это просто рай на земле какой-то )))
Хотя кстати вот к этому "надо задавать вопросы" мне поначалу пришлось сознательно привыкать, когда я с ним столкнулся. Все-таки привычка "молчать и не высовываться, и без того скажут, что надо" - такая привычка...
bbgon, ну вот да - кому где повезло, видимо. ) Мне еще в школе накрепко вбили, что рисование у меня "не получается", а поскольку при последующих попытках с первого раза тоже не получалось, так я и был в этом уверен, пока не повезло попасть на хорошего переубеждателя )))
Долли Обломская, оценки по физре - это издевательство над детской психикой
*Chiffa, вот да
С двигательными вещами есть еще к тому же страх выглядеть глупо, который тоже во многом прививается в детстве (и тогда же оказывается особенно болезненным). Я вот много лет выводила у себя этот страх, который мне ужасно мешал танцевать просто на всяких там дискотеках и слэш-пати. Ну как же, я же могу сделать неловкое движение и это будет некрасиво выглядеть
Вот да, у меня в школе была подружка-отличница, полненькая девочка, которой на физре больше тройки редко ставили. А она аттестат портить не хотела, и класса с шестого приносила справки на освобождение от физкультуры. В итоге закончила школу с золотой медалью и заметным ожирением. Ну и кому бы хуже стало, если б она просто ходила на уроки и занималась в меру сил, а не пыталась сдать нормативы по бегу, рассчитанные на тренированных людей?
Я хорошо прыгаю, отлично бегаю, чувствую ритм и т.д. Но моя гибкость не просто ноль, а уходит в минус. И с детства меня по этому признаку записали в ущербные. И в мои 18 ситуация была такой же...
С двигательными вещами есть еще к тому же страх выглядеть глупо,
С выкладыванием картинок и текстов - ровно то же самое же. про пение на людях я даже начинать не буду... Все вот эти вот "куда ты выкладываешь кривые почеркушки" - это ровно то же самое "только и умеешь, что руками махать, а туда же - на танцпол лезешь".
А вообще это все к тому же - каждый считает своим долгом оценивать окружающих, и при этом уверен, что его мнение об окружающих немедленно заставит их измениться, особенно если высказать его погромче и порезче. Все-таки манера "оставляем только положительные отзывы, если человек не просил о критике" - она рулит и тут. Мне в рисовании тоже помогло дневниковское рисовальное сообщество с такой атмосферой, причем я там даже не выкладывался, я его просто читал. )))
dangmar, я теряю сознание, если переворачиваюсь вниз головой. Физиологическая особенность организма, которая в жизни не мешает ни разу (я просто избегаю американских горок с мертвой петлей), но исключала кувырки. Плюс меня никто никогда не учил лазать по канату, а в школе почему-то считается, что все умеют это сами. Ну и получите-распишитесь: при в общем-то среднестатистических спортивных данных я заваливал нормативы и официально считался неуклюжим.
Смотрели бы у нас не на цифры, а на людей - все было бы прекрасно, а так потом классная ходила ругалась, чтобы не портили аттестат тройкой по физре...
*Chiffa, ну да, он дает конкретные навыки
А вообще это все к тому же - каждый считает своим долгом оценивать окружающих, и при этом уверен, что его мнение об окружающих немедленно заставит их измениться, особенно если высказать его погромче и порезче. Все-таки манера "оставляем только положительные отзывы, если человек не просил о критике" - она рулит и тут.
Да-да. Плюс болевые точки еще, конечно... которые часто тоже вырастают из критики и неуверенности. Например, мне совершенно пофиг, когда критикуют мои тексты - у меня там не болит. А критика движения меня напрягает.
вот плюс очень много. Я из тех, кто получил по многострадальной физ-ре четверку чисто чтобы "аттестат не портить". Здоровья от этих вымученных нормативов - ноль. До сих пор помню как я, вообще презирающая и максимально забивающая на физкультуру, решила попробовать сдать норматив по волейболу, с которым у меня вроде бы более-менее получалось. Г.П. видела, как я корячусь, остаюсь всю неделю после уроков, что я набила себе синяки от бесконечных подач - но у меня не так и получалось именно сдавая ей (иначе не в счет) выбить в определенном порядке в разные зоны. Имеем на выходе еще больше опущенные крылья, ненависть к спорту и дикую зависть к подруге, которой купили справку
Св.,
вот та же фигня) спасибо йоге с ее подходом, что как раз-таки "делаем для себя, ровно столько, сколько комфортно, если нужно восстановиться - остановитесь и восстановитесь". И - главное - постоянное "не смотрите на соседа, сосед, может, десять лет занимается".
У меня только тогда удалось вытравить из себя хотя бы часть комплексов по поводу своего тела, а это уже восемь лет после школы прошло. И оказалось, что я вполне могу быть сильной, подтянутой и похудеть за зиму на размер с лишним)
Св., То есть с тех, кто планирует дальше учиться рисованию в вышке и т.д., она требует пожестче, а те, кто просто для саморазвития занимается - это другая история
Воооот ))) Дифференциация по конечным намерениям - наше все. Сейчас это "для чего вам" активно приходит в обучение языкам, а вот в творческих сферах такое чувство, что все должны рваться исключительно в профессионалы, а если кто не рвется - то заведомо рисует плохо, можно даже не смотреть. Или если кто пишет хорошо - в 99% случаев идут комменты "зачем вы тратите время на фанфики, вы не пробовали писать настоящие книги"? , уметь можно только "для настоящего", а "для себя" - синоним плохого качества, и те, кто делают для себя - ничего не умеют и не учатся.
Плюс болевые точки еще, конечно... которые часто тоже вырастают из критики и неуверенности.
Мне кажется, что частично это решается все через то же - разрешить себе "делать что-то для себя", убрать знак равенства между "для себя" и "не нужно учиться", и как минимум с неуверенностью это помогает. Когда чувствуешь себя виноватым просто по факту того, что делаешь что-то для удовольствия (да еще и смеешь относиться к этому серьезно), без всяких критиков начинаешь извиняться за сделанное просто по факту его наличия. С критиками, конечно, ситуация другая - нельзя в одно лицо начать "правильно относиться к критике", от критикующих это тоже зависит... а когда что-то внушили еще в детстве, "авторитетные лица", до включения критического мышления, это потом вообще приходится выковыривать пресловутой тупой ложкой из сердца со всеми спецэффектами, присущими этой операции...
Вообще я теперь к любому тренеру/учителю подхожу с меркой "хочет меня переделать и через меня славу получить или хочет просто дать максимум знаний и умений, а я уже возьму то, что смогу и захочуь взять". Первые идут в сад сразу.