пренебречь, вальсируем
Начало поста
Современный феминизм опирается на теорию пересечений дискриминаций (интерсекциональность). У тех, кто знаком с этой теорией, вопрос "какое отношение это имеет к феминизму?" обычно не возникает, наоборот, они стремятся оценивать любую проблему с точки зрения того, есть ли у нее гендерный аспект, который усиливает существующее неравенство, и если есть, то что с этим можно сделать.
Update: Часть комментариев поддерживающая, а комментарии против сводятся к тому, что комментаторы прочитали пост как "женщины должны бороться за мир во всем мире и голодающих детей в Африке, а себя опять поставить на последнее место" и "все группы борются за свои права, и только феминистки побивают себя камнями за недостаточное внимание". Это было вчитано на место мысли "женщины все разные, потому что любая женщина принадлежит еще к ряду категорий, и это необходимо учитывать" и вместо "в любом движении за права и вообще в любом социальном действии следует учитывать гендерный аспект". Это я борюсь с желанием пойти что-то прояснять там в комментариях, поэтому пишу здесь.
Современный феминизм опирается на теорию пересечений дискриминаций (интерсекциональность). У тех, кто знаком с этой теорией, вопрос "какое отношение это имеет к феминизму?" обычно не возникает, наоборот, они стремятся оценивать любую проблему с точки зрения того, есть ли у нее гендерный аспект, который усиливает существующее неравенство, и если есть, то что с этим можно сделать.
Update: Часть комментариев поддерживающая, а комментарии против сводятся к тому, что комментаторы прочитали пост как "женщины должны бороться за мир во всем мире и голодающих детей в Африке, а себя опять поставить на последнее место" и "все группы борются за свои права, и только феминистки побивают себя камнями за недостаточное внимание". Это было вчитано на место мысли "женщины все разные, потому что любая женщина принадлежит еще к ряду категорий, и это необходимо учитывать" и вместо "в любом движении за права и вообще в любом социальном действии следует учитывать гендерный аспект". Это я борюсь с желанием пойти что-то прояснять там в комментариях, поэтому пишу здесь.
Ой
Спасибо за предельно чёткий ликбез!
Зверь Ши, да, это было весело. В последнее время гомофобы в "феминистках" поутихли, а то было дело. Запомнившаяся мне аргументация - то, что проблемы гомосексуальности существуют отдельно от проблем женщин в отношениях с мужчинами, поэтому лесбиянки и бисексуалки в феминизме должны решать проблемы женско-мужских отношений (как сексуальных, так и властных), а проблемами гомофобии заниматься в другом месте. Собственно, типичный пример мышления вне интерсекциональности.
Дадада, я собсно о том же )))
ОМГ
Сказать на это хочется многое, но оно либо бессвязно, либо бесполезно.
А почему?
Статья хороша.
Лис, потому что люди склонны читать то, что хотят прочитать, и доказывать каждому поименно - занятие довольно бессмысленное. вот в этом тексте прочитали агитацию за то, чтобы заниматься чем угодно, кроме прав женщин.
Меня пугает как желание некоторых радикальных феминисток видеть женщин однородной серой массой с одинаковыми потребностями и однородной идентичностью, так и, одновременно, желание вычленить эдакую одну-единственную "правильную" женщину-образец, закрывая, например, принадлежность к "правильным" женщинам для МтФ.
Да, это очень давний вопрос в феминизме, и давний повод для дискуссий; значительная часть феминизма (феминизмов) его уже прошла и стала говорить об интерсекциональности и о других подходах, которые предполагают не-универсальность женскости; и даже о выходе за пределы "женского вопроса", как бы он не определялся (в конце концов, феминизм по одному из определений - движение за гендерное равенство, сколько бы этих гендеров не было, и как бы они не назывались).
Однако, во-первых, далеко не все феминизмы от него избавились, и тем более дикорастущие российские версии, которые эти этапы массово не проходили. Во-вторых, мне кажется, значительная часть феминисток в какой-то момент проходит через этот этап в собственном осмыслении феминизма и женскости. Некоторые так на нем и остаются.
Как бы все "свои" - однородная масса. А ещё есть "они" - в случае радикального феминизма, мужчины. Как бы женщины определяются как не-мужчины, через противоположность. И только потом (если не застревают в "мы и они") они замечают, что группа "своих" крайне неоднородна и имеет больше разнообразия, чем схожести?
Но если цель идентичности - раскрыться в противостоянии "мы и они", то женщина не смотрит на индивидуальности своих, мало того, они ей мешают.
Да, что-то такое происходит. Для женщин это особенно актуально еще и в свете социального давления, которое заставляет их определять себя через мужчин (как жену-мать-дочь-etc). Мужчины в данном случае, с одной стороны, "они", а с другой - часто воспринимаются как источник всех бед (хотя источник не столько они, сколько система, которую воспроизводят, по Фуко, все в ней участвующие).
Индивидуальности окружающих актуальны на личном уровне, но подобный подход универсализирует женщин как категорию в борьбе. Мы все женщины, нас всех обижают одинаково, мы все хотим одного и того же. Отсюда идеи солидарности-как-общей борьбы за общую цель, в которой эта самая цель и путь к ней выглядят одинаково для всех участниц.
Только я не называл бы это радикальным феминизмом. Некоторые направления радикального феминизма проявляли и проявляют такие взгляды, но вообще радикальным называют любое направление феминизма, которое утверждает, что для изменения существующей ситуации нужен радикальный пересмотр отношений между гендерами и самого понятия гендера. Таких направлений много, и они очень разные: от лесбийского сепаратизма до квир-феминизма. Поэтому сам термин "радикальный феминизм" потерял, имхо, всякий смысл