Я иногда поднимаю старые интересные и полезные посты, которые остаются актуальными. 
Широко распространено утверждение, что
женские тела по природе своей красивы, привлекательны и сексуальны, а мужские - некрасивы, выглядят странно и не вызывают сексуального желания сами по себе. Чаще всего это мнение высказывают гетеросексуальные цисгендерные мужчины, но не только они (и не обязательно все они его придерживаются). Нередко это убеждение разделяют гетеросексуальные женщины, добавляя, что в мужчине важнее не тело, а характер, ум, доходы, и вообще "мужчина должен быть лишь чуть привлекательнее обезьяны".
Это мнение -
один из аспектов «мужского взгляда», социокультурный месседж, который усваивается с раннего возраста, и потому его нередко поддерживают представители любых групп. Напомню определение:
"мужской взгляд" (male gaze) - представление ситуации, визуальных и других образов так, как они воспринимаются и/или как выглядят привлекательными для мужчины гетеросексуального, гендерно-типичного для патриархата, мыслящего в рамках сексизма и гетеронормативности. Источник обсуждаемого мнения очевиден: для гетеросексуальных мужчин женское тело более привлекательно сексуально, чем мужское.
Надо отметить, что есть разница между восприятием объекта как эстетически привлекательного, эротически возбуждающего и вызывающего сексуальное влечение. Подробности различий между восприятиями - тема для другого поста, пока что достаточно отметить, что
«мужской взгляд» в отношении человеческого тела объединяет все три уровня восприятия в один, из-за чего возникает смешение понятий. В рамках этого поста я буду использовать понятие "красивый" как суммарное обозначение эстетической, эротической и сексуальной привлекательности, смешивая понятия таким же образом.
Логично, что женское тело находят красивым гетеросексуальные мужчины и гомосексуальные женщины, а гетеросексуальные женщины и гомосексуальные мужчины находят более сексуально привлекательным мужское тело. Распространенность одной точки зрения - что «обнаженная женщина - это красиво, а обнаженный мужчина выглядит странно» - это
распространенность точки зрения привилегированной группы (гетеросексуальные мужчины), которая не задумывается о том, что есть группы, не разделяющие ее точку зрения. Это одно из проявлений патриархальности, сохраняющееся в качестве
социокультурной концепции неотъемлемой красоты и сексуальной привлекательности женского тела в отличие от мужского.
Внимание! Под катом встречаются эротические фотографии.
Защитники этого аспекта «мужского взгляда» часто ссылаются на давнюю «культурную традицию». Однако эта «культурная традиция» - не более чем доказательство давности существования проблемы. Действительно, изображения и описания красоты женского тела в классическом европейском искусстве встречаются намного чаще, чем мужского. Но это вполне объяснимо, в частности, тем, что "на протяжении многих столетий женщинам не разрешалось заниматься искусством, а изображение обнаженного тела им и вовсе было запрещено, красоту женского тела открыли гетеросексуальные мужчины, а красоту мужского тела – гомосексуальные мужчины" (источник). Если посмотреть, скажем, на античное искусство, окажется, что мужские и женские тела представлены в равной пропорции и рассматриваются как одинаково красивые. То есть сама по себе идея красоты женского и некрасивости мужского тела - результат социальных и культурных процессов патриархального общества, и основана на распространенном в нем гетеросексизме.
Какие проблемы порождает концепция, что «женское тело красиво и сексуально по своей природе, а мужское нет»?
1. Обесценивание женской сексуальности, женского влечения к мужчине внутри гетеросексуальных отношений.
- Согласно этой логике, мужчина хочет женщину, потому что она красива и сексуальна; но женщина не может хотеть мужчину как такового, вместо этого она реагирует на его желание. То есть женское влечение ставится в прямую зависимость от мужского и не существует отдельно от него.
- Это, в свою очередь, порождает мнение «если мужчина хочет женщину, она не может его не захотеть», что укрепляет культуру сексуального насилия.
- Приписывание женскому телу неотъемлемой сексуальной притягательности дает повод для оправдания сексуального насилия, принуждения к сексу и сексуальных домогательств под предлогом «я не мог удержаться, она такая красивая и сексуальная».
2. Двойной стандарт в отношение гомосексуальности: отторжение мужского гомосексуальности и одобрение женской при условии, что в ней участвует мужчина в качестве определяющего фактора.
- Гомосексуальные и бисексуальные мужчины, согласно этой логике, испытывают «неестественную» склонность к «некрасивым» мужским телам. Поскольку мужское тело не может вызывать сексуальный интерес у другого мужчины, те, кто его испытывают, считаются «извращенцами», и проводятся аналогии с сексуальным влечением к детям, животным, трупам и т.п.
- В то же время влечение женщины к женщине поощряется, но в строго определенных формах. Оно считается допустимым, потому что, если женское тело настолько красиво и сексуально, вполне объяснимо, что другая женщина не может перед ним устоять, но при этом считается «ненастоящим», «временным».
- Женщина должна отзываться на влечение к ней мужчины, поэтому в любых однополых отношениях женщин, с точки зрения «мужского взгляда», присутствует гипотетический Настоящий Мужчина, который «вылечит» женщин от их объяснимого, но «неправильного» влечения.
- Отсюда происходят, в частности, изнасилования лесбиянок с целью их «излечения».
- Эта же логика порождает мнение, что лесбиянки - это женщины настолько некрасивые, что их не захотел ни один мужчина.
- Некоторые мужчины принуждают своих гетеросексуальных партнерш пригласить в постель еще одну женщину и заняться с ней сексом, ожидая, что партнерша получит от этого удовольствие, потому что «не сможет устоять». При этом они категорически отказываются от предложения партнерши пригласить в постель еще одного мужчину.
3. Двойные стандарты и асимметрия в демонстрации женской и мужской красоты и сексуальности в медиапродукции всех видов.
- Любая продукция может рекламироваться с использованием изображений красивых и сексуальных женщин, причем подача их образа как «сексуального». Красивые и сексуальные (и сознательно поданные таковыми) мужчины в рекламе появляются намного реже, обычно как сопровождение определенной узконаправленной продукции. Продукция для женщин все равно часто рекламируется с использованием изображений женского тела.
- В фильмах и сериалах гораздо чаще показывают обнаженных, полуодетых или одетых подчеркнуто сексуально женщин, чем мужчин. Существует так называемая «женская съемка», при которой камера движется по телу женщины, начиная с ног и показывая все его «достоинства» - бедра, попу, грудь, и при этом часто не доходя до лица. На мужчинах аналогичная съемка используется крайне редко.
- В порнографии, по многочисленным наблюдениям, существует два направления: порнография для гетеросексуальных мужчин и порнография для гомосексуальных мужчин. В порнографии для гомосексуальных мужчин мужское тело показывается во всех подробностях, как объект эротического интереса. В порнографии для гетеросексуальных мужчин так показывается женское тело, мужчине в кадре уделяется мало внимания. Также в этом виде порнографии существует направление «лесбийского порно», которое фактически отражает стереотип «женщины ждут Настоящего Мужчину и пока развлекаются друг с другом». Гетеросексуальной порнографии, в которой внимание сосредоточено на мужчине или хотя бы распределено поровну между участниками, практически не существует. То же относится к эротической продукции.
- «Мужской взгляд» способствует сексуальной объектификации под предлогом «любования женскими формами» и переводит женское тело в область публичной собственности. В то же время демонстрация мужского тела как сексуального объекта часто ограничивается; например, при издании независимого эротического журнала для гетеросексуальных женщин издательство отказалось печатать снимки с изображением эрегированного члена, хотя печатало крупные снимки вагины в журналах для мужчин (источник).
4. Поскольку «мужской взгляд» пронизывает всю культуру и усваивается и мужчинами, и женщинами с раннего возраста, его интернализация оказывает определенное воздействие на формирование концепций привлекательности, сексуальности и влечения.
- Многие гетеросексуальные женщины искренне считают мужское тело и гениталии «некрасивыми» и «смешными». Это результат культурного влияния: они с детства впитывают представления о том, что красиво, а что нет, и, соответственно, усваивают «мужской взгляд».
- Интернализированный «мужской взгляд» у женщин частично формирует стремление к недостижимому совершенству тела, приводящее в ряде случаев к расстройствам питания и психическим расстройствам.
- «Мужской взгляд» делает соответствие стандартам внешней привлекательности приоритетным признаком успешности женщины, независимо от других ее достижений.
- При этом к мужчинам подобных требований не выдвигается. Раз мужские тела некрасивы, стараться не обязательно; мужчина привлекает женщину не телом, поэтому он может быть некрасивым, главное, чтобы был умным/богатым/интересным. Более того, гомофобы часто "подозревают" мужчину с красивым телом в гомосексуальности.
- Мужская сексуальность тоже подавляется этой концепцией. Мужчины, приученные воспринимать свое тело как "некрасивое", не являющееся сексуальным объектом, не изучают и не используют все его возможности. Женщины, усвоившие те же установки, не только получают меньше удовольствия от взаимодействия с мужчинами, но и не стремятся расширять свои познания о мужской сексуальности, или не могут реализовать некоторые из своих желаний.
- Подчинение исходной концепции накладывает суровые ограничения на проявления мужской идентичности и мужской сексуальности, загоняя ее в рамки стандартов патриархальной "мужественности". Таким образом, у мужчин тоже возникают серьезные проблемы с образом тела, ощущением собственной привлекательности и идентичностью.
Разумеется, не все люди подчиняются давлению культурного месседжа о женской красоте и мужской некрасивости. Как и в случае с концепцией "идеального тела" и "идеальной семьи", реальность часто серьезно отличается от ее концептуализации. Однако этот месседж пронизывает культуру и социальное взаимодействие и ограничивает их. Как бывает с любой глубоко укоренившейся концепцией, избавиться от проблем, порожденных идеей «женские тела красивы, мужские - нет», быстро и просто не получится.
Существуют области, в которых общество допускает обсуждение мужского тела как красивого, то есть привлекательного для женщин. Это, в частности, область массовой культуры: обсуждать привлекательность мужчин-"звезд" для женщин вполне допустимо. Мужской красоте уделяется некоторое внимание в женской литературе (любовных романах) и ориентированной на женщин кино- и телепродукции. Но и в них повторяется месседж о том, что красота - прерогатива женщины, для мужчины она не обязательна и не является приоритетным качеством в его оценке.
Женщины выкраивают для себя другие сферы, в которых разрешается и поощряется внимание к мужской красоте. Например, одна из характеристик фандомной среды, известного "безопасного пространства" для женщин - то, что в этой среде активно процветает и одобряется открытое восприятие мужского тела как сексуального, возбуждающего и доставляющего удовольствие женщинам, вплоть до реверса многочисленных перекосов мужского пространства - наблюдение за однополым сексом (слэш), эротизация, и т.д. Есть и другие пространства, в Интернете и в коммерческой печати, где развернуто представляется красота мужского тела и формы мужской сексуальности. Эти пространства служат одним из методов решения проблем, вызываемых концепцией красоты женского и некрасивости мужского тела.
Другой метод - изменение традиций представления мужского и женского тела в масс-медиа. В числе положительных примеров этой практики часто называют сериал Buffy the Vampire Slayer, известный образец феминистической масскультовой продукции. В сериале все приемы, обычно используемые для демонстрации красивого женского тела - начиная от выбора актеров и манеры съемки, и заканчивая выбором сюжетных ситуаций, в которых персонажи оказываются обнаженными или полуобнаженными - применяются к мужскому телу в равной степени.
Кроме того, крайне полезно для избавления от этого и других проявлений "мужского взгляда" и патриархальной культуры понимание разницы между эстетическим, эротическим и сексуальным, а также между субъективным и объективным восприятием красоты на всех уровнях. Эти концепции сейчас смешиваются друг с другом, а в сочетании с пережитками патриархата дают такие негативные эффекты, как описываемый распространенный месседж, жесткие и неестественные рамки представления о женской красоте, ограничение проявлений и форм сексуальности, и т.д. Тексты по теме:The Male Gaze and the Beauty of the Female Form.
Of never feeling hot: the missing narrative of desire in the lives of straight menUnforseen Consequences of Men Believing Themselves UnseenЭталон мужского тела (включая комментарии)
the eyes have itLittle WonderObjectify
Спасибо огромное за пост. Отличная сводка - тебя читать всегда приятно, да еще стиль такой, который я люблю - когда читаешь и понимаешь, что "это же очевидно!", но написано так здорово и емко, что хочется цитировать и принудительно скармливать тем, до кого еще не дошло, бгг
Но если кратко, то "вызывающий сексуальное влечение" - это нечто прямолинейное и физиологическое, имеющее непосредственную связь с сексом. Ты видишь человека, с которым хочешь заняться сексом = он вызывает у тебя сексуальное влечение.
"Эротически возбуждающий" - более концептуальное, культурно обусловленное ощущение. Это не то, что вызывает желание секса с объектом, а то, что вызывает мысли о сексе, не обязательно с объектом. Эротической может быть вещь, ситуация, фраза, образ. Туфелька на каблуке сама по себе вызывает эротическое возбуждение, а не сексуальное влечение. Рисунок с едва намеченными контурами тела. Один человек стоит на коленях перед другим.
Разумеется, сексуальное и эротичное - индивидуально для каждого, хотя есть некоторые общие схемы. Разумеется, грань между ними плавает в зависимости от человека. В контексте данного поста, суть в том, что можно находить что-то эротичным, но не сексуально привлекательным. Можно находить что-то эстетичным, но не эротичным и не сексуальным. И можно при этом понимать, что другие люди, возможно, оценивают этот же объект иначе.
Eithne-Ame читать дальше
Пожалуйста
Кстати, по поводу эротического возбуждения и сексуального влечения - тоже благодарю за объяснение, это многое проясняет
Вы не читали статью Фрай "Политика реальности"?
Никак руки не дойдут перевесить на лабрис. Думала обкатать на дискуссиях в дайри и потом уже перевешивать, но дискуссий особых не возникло
я её как раз на главную перевесила, чтоб пошло в пандан к вашей публикации) тоже давно на ваш текст смотрю, жду дискуссии, вот и решила вам напомнить на всякий случай)
у меня есть по этому поводу свои соображения, пойду тогда их на лабрисе озвучу. мы, правда, редко совпадаем в выводах, поэтому я как-то несколько с опаской под вашими постами развиваю мысли, но, надеюсь, по крайней мере, вас это не беспокоит.
надеюсь, по крайней мере, вас это не беспокоит
Нет, не беспокоит совершенно
Забавно, что оценка мужского тела как некрасивого вызывала иногда протест, выраженный в отказе считать красивым как раз женское тело. Скажем, известное высказывание Шопенгауэра про некрасивый коротконогий и широкобедрый пол (в детстве меня это злило ужасно
Да, это логично. Крайность вызывает крайность. Я думаю, что, например, ненависть гомосексуалов к гетеро вызывается теми же причинами: ответная реакция на подавление.
читать дальше
читать дальше
tes3m Трудно преодолеть неприязнь к тому, кто тебя обижает — и даже ко всем подобным ему в чем-то.
Да, очень трудно. Тем более, если сама обида была тоже иррациональной, и ее не получается даже объяснить себе логически. Сочувствую.
читать дальше
Solet SerCro читать дальше
Я в свое время столкнулась с этим взглядом вполне наглядно. Был у меня в мединституте коллега, отличный фотохудожник. Почему-то он возымел очень высокое мнение о моем вкусе, и каждый раз, готовясь к выставке, со мной советовался - что лучше выставлять, что нет, как скажрировать и так далее. Вот как-то над очережной толстой пачкой фоток я призадумалась и спросила - а почему у него, и не только у него, а вообще на фотовыстаках и ф журналах по фотоисксству красивой женской обнаженки валом, а мужской практически нет совсем. И он мне ответил на полном серьезе, что женщина всегда красива - ну, или по крайности, в ней всегда можно найти и выявить что-то красивое -а мужское тело некрасиво и эстетического переживания не вызывает.
Ага, вот оно самое... (((
В принципе могу пару слов добавить - есть у меня занятная книга, авторы Цунэо Ватанабэ и Дзюнъити Ивата - и вот эти японцы довольно занятное мнение высказывают о том, почему в наше время деэротизация и деэстетизация мужского тела не только не уменьшились, а возросли - если инттересно, могу пересказать.
Я выросла среди художников и преподавателей изобразительного искусства, и воспитывали меня на книжках по истории искусства, начиная с античного. Поэтому, видимо, у меня этого деления нет - до определенного момента в искусстве мужчин и женщин изображали поровну, а обнаженную красоту - и подавно, причем ту самую, античную-классическую. Но не всем так повезло
если инттересно, могу пересказать
Интересно. Перескажите, пожалуйста
Для начала - книга называется Tsuneo Watanabe & Jun'ichi Iwata "The love of the samurai: f thousand years of Japanese homosexuality", и еще год назад на Амазоне она была.
Теперь, собственно, сабж.
Оба профессора считают, что деэротизация мужского тела, принижение его красоты и самоценности - явление относительно новое. И связано оно с переходом от "быть" к "иметь".
С их точки зрения (с поправкой на христианскую традицию, предписывавшую испытывать отвращение к телу вообще, телу как таковому, независимо от пола) в традиционных культурах, скорее аристократических по акцентуации, человек воспринимает себя как того, кто кем-то является, тогда как в буржуазных - как того, кто имеет, владеет. Того, кем ты являешься, кем ты родился, не изменить ил почти не изменить (скажем, получить дворянство за доблесть возможно, и т.п.) - и разорившийся аристократ все равно остается аристократом, ведь им он и родился, и в статусном плане он все равно остается тем, кем родился - Д'Артаньян не переставал быть дворянином, явившись в Париж на своей желтой кляче и с грошами в кармане. Но разорение превращает буржуа в ноль, в пролетария, в нищего. А значит, чтобы быть крутым, надо ИМЕТЬ. Иметь, владеть. Если знать обязана хоть что-то являть собой, быть красивее, ярче, в том числе и внешне - то буржуа должен не явять собой красоту, а ВЛАДЕТЬ ею, иметь ее как имущество. Поэтому красота не может быть свойством настоящего мужыка в буржуазном обществе, красивой должна быть женщина - как товар. И если мужчина красив, если он красиво одевается и так далее - он как бы предлагает себя как товар, переводит себя в категорию товара, вещи, имущества. ну вот примерно так как-то.
Еще они цитируют мнение немецкого этнографа Эйбл-Эйбесфельдта о том, что безликий образ жизни тоже влияет на обесцвечивание мужской красоты и мужской одежды. Если в традиционном обществе мужчины одеваются ярко, носят оружие, то это воспринимается как что-то естественное, как проявление номральной маскулинности. Но мы сейчас живем в мире, где каждый день сталкиваемся с невероятным количеством незнакомых людей постоянно - в транспорте, на улице, и т.д., и если человек выглядит ярко, вызывающе, он воспринимается как нечто угрожающее, и потому общественная мораль неявно требует серости как добродетели - быть незаметным, неярким, невызывающим., причем к мужчинам как к "сильному" полу это относится вдвойне.
В общем, если очень коротко пересказывать, то примерно так.
Все культуры, где мужское тело, мужская красота воспринимались как что-то правильное и самоценное - традиционны и аристократичны по сути. Та же античная демократия пронизана аристократичностью насквозь. Ну, про самураев всяких мы тут вообще молчим, это тема отдельная и прелестная )). но и суровые викинги в своих сагах описывают постоянно внешность их героев, одежду, браслеты и кольца - у мужчин, да. В общем, если приглядеться - там, где господствует "быть" - мужское тело красиво, там, где господствует "иметь" (хоть баб, хоть бабло, хоть землю - неважно, но ИМЕТЬ) - там оно пренебрегаемо как самоценность. Хотя спорно, но кое-что в точке зрения этих японцев есть. )))
Мне попадались в разных местах мысли о том, что культура насилия и подавления женщины как активного участника во многом строится на идее, что секс - это нечто, что можно иметь и давать (язык отражает идею довольно точно), т.е. нечто вроде вещи, собственности, а не процесс с двумя и более участниками, каждый из которых как-то в него вкладывается и что-то от него получает. Мне кажется, формирование этой идеи может быть связано с тем, что Вы пересказываете.