пренебречь, вальсируем
Я иногда поднимаю старые интересные и полезные посты, которые остаются актуальными.

Широко распространено утверждение, что женские тела по природе своей красивы, привлекательны и сексуальны, а мужские - некрасивы, выглядят странно и не вызывают сексуального желания сами по себе. Чаще всего это мнение высказывают гетеросексуальные цисгендерные мужчины, но не только они (и не обязательно все они его придерживаются). Нередко это убеждение разделяют гетеросексуальные женщины, добавляя, что в мужчине важнее не тело, а характер, ум, доходы, и вообще "мужчина должен быть лишь чуть привлекательнее обезьяны".
Это мнение - один из аспектов «мужского взгляда», социокультурный месседж, который усваивается с раннего возраста, и потому его нередко поддерживают представители любых групп. Напомню определение: "мужской взгляд" (male gaze) - представление ситуации, визуальных и других образов так, как они воспринимаются и/или как выглядят привлекательными для мужчины гетеросексуального, гендерно-типичного для патриархата, мыслящего в рамках сексизма и гетеронормативности. Источник обсуждаемого мнения очевиден: для гетеросексуальных мужчин женское тело более привлекательно сексуально, чем мужское.
Надо отметить, что есть разница между восприятием объекта как эстетически привлекательного, эротически возбуждающего и вызывающего сексуальное влечение. Подробности различий между восприятиями - тема для другого поста, пока что достаточно отметить, что «мужской взгляд» в отношении человеческого тела объединяет все три уровня восприятия в один, из-за чего возникает смешение понятий. В рамках этого поста я буду использовать понятие "красивый" как суммарное обозначение эстетической, эротической и сексуальной привлекательности, смешивая понятия таким же образом.
Логично, что женское тело находят красивым гетеросексуальные мужчины и гомосексуальные женщины, а гетеросексуальные женщины и гомосексуальные мужчины находят более сексуально привлекательным мужское тело. Распространенность одной точки зрения - что «обнаженная женщина - это красиво, а обнаженный мужчина выглядит странно» - это распространенность точки зрения привилегированной группы (гетеросексуальные мужчины), которая не задумывается о том, что есть группы, не разделяющие ее точку зрения. Это одно из проявлений патриархальности, сохраняющееся в качестве социокультурной концепции неотъемлемой красоты и сексуальной привлекательности женского тела в отличие от мужского.
Внимание! Под катом встречаются эротические фотографии.

Тексты по теме:
The Male Gaze and the Beauty of the Female Form.
Of never feeling hot: the missing narrative of desire in the lives of straight men
Unforseen Consequences of Men Believing Themselves Unseen
Эталон мужского тела (включая комментарии)
the eyes have it
Little Wonder
Objectify




 

@темы: [!], $ body&beauty, $ feminism, $ gender, $ rape culture, $ stories we tell, $ visibility&representation

Комментарии
09.12.2009 в 23:56

Узнал. Кстати, так я и думал.
читать дальше

Спасибо огромное за пост. Отличная сводка - тебя читать всегда приятно, да еще стиль такой, который я люблю - когда читаешь и понимаешь, что "это же очевидно!", но написано так здорово и емко, что хочется цитировать и принудительно скармливать тем, до кого еще не дошло, бгг :)
10.12.2009 в 00:52

It’s real for us
О-па! А я никогда не задумывалась на тему, чем отличается "эротически возбуждающий" и "вызывающий сексуальное влечение". Объясни, пожалуйста, в чем там смысл! =)
10.12.2009 в 01:02

пренебречь, вальсируем
Black Bird Я про это собираюсь отдельный пост писать, когда поднакоплю материалы. Грань там довольно тонкая и размытая, я ее интуитивно понимаю, но никак не могу сформулировать. Вспомнить, где я про это читала, тоже не могу, это было давно и чуть ли не на treeware :)
Но если кратко, то "вызывающий сексуальное влечение" - это нечто прямолинейное и физиологическое, имеющее непосредственную связь с сексом. Ты видишь человека, с которым хочешь заняться сексом = он вызывает у тебя сексуальное влечение.
"Эротически возбуждающий" - более концептуальное, культурно обусловленное ощущение. Это не то, что вызывает желание секса с объектом, а то, что вызывает мысли о сексе, не обязательно с объектом. Эротической может быть вещь, ситуация, фраза, образ. Туфелька на каблуке сама по себе вызывает эротическое возбуждение, а не сексуальное влечение. Рисунок с едва намеченными контурами тела. Один человек стоит на коленях перед другим.
Разумеется, сексуальное и эротичное - индивидуально для каждого, хотя есть некоторые общие схемы. Разумеется, грань между ними плавает в зависимости от человека. В контексте данного поста, суть в том, что можно находить что-то эротичным, но не сексуально привлекательным. Можно находить что-то эстетичным, но не эротичным и не сексуальным. И можно при этом понимать, что другие люди, возможно, оценивают этот же объект иначе.

Eithne-Ame читать дальше
Пожалуйста :) Мне приятно это слышать.
10.12.2009 в 01:13

Узнал. Кстати, так я и думал.
Св., :))

Кстати, по поводу эротического возбуждения и сексуального влечения - тоже благодарю за объяснение, это многое проясняет :)
10.12.2009 в 13:03

It’s real for us
Св. Спасибо =)
12.12.2009 в 12:11

Обшарманщик(с) Очень дорогая блядь(с) Хромой архистратиг(с) Мрачный Спец(с)
Знаешь... из наболевшего: всю жизнь хотелось нескольким подругам в зубы дать. За "смешной членик" и "некрасивую волосатую задницу". Вот так просто и незатейливо дать в зубы как раз за то, что в упор отказывались воспринимать все то, что у тебя тут написано, когда я пытался им объяснить, почему мужской половой орган ничуть не смешнее женского, а мужское тело ничуть не уродливее. Все это с детства и по сей день подтверждало и подтверждает мою теорию: людской мозг эволюционирует в обратном направлении, пока технологии движутся вперед =)
12.12.2009 в 12:32

пренебречь, вальсируем
Анри Кабье Эммм... не знаю, как ты делаешь такой вывод :) "Мужской взгляд" - продукт социума. Такой же, как мода на чрезмерно вытянутые ожерельями женские шеи в примитивных племенах. Но нежелание переключать мозги на незнакомую систему восприятия - это никаким боком не общественное явление, а индивидуальное :)
12.12.2009 в 12:37

Обшарманщик(с) Очень дорогая блядь(с) Хромой архистратиг(с) Мрачный Спец(с)
Св. это индивидуальное явление какое-то чересчур массовое в последнее время - вот как я делаю такой вывод =)
12.12.2009 в 12:39

пренебречь, вальсируем
Анри Кабье Так оно кагбэ всегда таким было. С первобытной эпохи ничего принципиально не менялось: есть новаторы мышления, есть те, кто следует, есть инертная масса, есть консерваторы-тормоза. От развития технологии и прочего прогресса это не зависит :)
12.12.2009 в 12:41

Обшарманщик(с) Очень дорогая блядь(с) Хромой архистратиг(с) Мрачный Спец(с)
Св. я бы сказал так... В век общего просвещения и развития масс-медиа инертная масса и консерваторы становятся более заметными для условно новаторов мышления. Думаю, это смягчит мою формулировку =)
12.12.2009 в 13:05

пренебречь, вальсируем
Анри Кабье В такой формулировке - да, могу согласиться :)
12.12.2009 в 13:28

Обшарманщик(с) Очень дорогая блядь(с) Хромой архистратиг(с) Мрачный Спец(с)
Св. собственно, это именно то, что я и пытался сказать, только на человеческом языке =)
15.12.2009 в 17:09

don't go around smokin' unless you want to get burned
Св., интересная тема, особенно в контексте гендерных "особенностей зрения".
Вы не читали статью Фрай "Политика реальности"?
15.12.2009 в 20:01

пренебречь, вальсируем
dvp Нет, не читала. Ссылку не дадите?
Никак руки не дойдут перевесить на лабрис. Думала обкатать на дискуссиях в дайри и потом уже перевешивать, но дискуссий особых не возникло :)
16.12.2009 в 01:30

don't go around smokin' unless you want to get burned
Св., labrys.ru/node/2464
я её как раз на главную перевесила, чтоб пошло в пандан к вашей публикации) тоже давно на ваш текст смотрю, жду дискуссии, вот и решила вам напомнить на всякий случай)
у меня есть по этому поводу свои соображения, пойду тогда их на лабрисе озвучу. мы, правда, редко совпадаем в выводах, поэтому я как-то несколько с опаской под вашими постами развиваю мысли, но, надеюсь, по крайней мере, вас это не беспокоит.
16.12.2009 в 01:35

пренебречь, вальсируем
dvp Замечательно :)
надеюсь, по крайней мере, вас это не беспокоит
Нет, не беспокоит совершенно :) По-моему, мы не совпадаем в том плане, что делаем выводы в разные стороны - но не в противоположные, а просто под разными углами.
16.12.2009 в 01:44

don't go around smokin' unless you want to get burned
Св., мне эта версия нравится)
18.12.2009 в 22:05

Спасибо, очень интересно.))) Я примерно так же смотрю на этот вопрос.
Забавно, что оценка мужского тела как некрасивого вызывала иногда протест, выраженный в отказе считать красивым как раз женское тело. Скажем, известное высказывание Шопенгауэра про некрасивый коротконогий и широкобедрый пол (в детстве меня это злило ужасно :D ), похожие слова Гора Видала, заявления моего героя Т.Э.Лоуренса о том, что женщины не выразительны («Неужели вам правда нравятся обнаженные женщины?»— спросил он друга-художника) и что на улице он любуется на мужчин, а женщин не замечает и т.п. Сейчас я на такое не сержусь, т.к. воспринимаю именно как крайнюю реакцию на другую крайность.
18.12.2009 в 22:43

пренебречь, вальсируем
tes3m протест, выраженный в отказе считать красивым как раз женское тело
Да, это логично. Крайность вызывает крайность. Я думаю, что, например, ненависть гомосексуалов к гетеро вызывается теми же причинами: ответная реакция на подавление.
18.12.2009 в 22:55

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Интересную вы тему подняли, благодарю за статью

читать дальше
18.12.2009 в 22:57

Св. Да, я тоже так думаю. Трудно преодолеть неприязнь к тому, кто тебя обижает — и даже ко всем подобным ему в чем-то. Даже сознавая ее иррациональность. Помню, как в юности, когда мне пришлось столкнуться с незаслуженными оскорблениями со стороны матери одного парня, которому я нравилась, я должна была сама себя убеждать, что вовсе не все матери мальчиков становятся бездушными и злыми от ревности к потенциальным невесткам. Но эта мысль так и лезла в сознание, заставляя испытывать неприязнь ко всем знакомым матерям мальчиков. Даже к подруге, родившей сына! Думалось: вот он подрастет, а она начнет ненавидеть девушек, которые могут его увлечь. Я старалась отделаться от таких чувств, понимая, что нельзя переносить свою обиду на подругу и других женщин, которые ничего плохого не делали.
18.12.2009 в 23:18

пренебречь, вальсируем
Solet SerCro Пожалуйста :)
читать дальше

tes3m Трудно преодолеть неприязнь к тому, кто тебя обижает — и даже ко всем подобным ему в чем-то.
Да, очень трудно. Тем более, если сама обида была тоже иррациональной, и ее не получается даже объяснить себе логически. Сочувствую.
18.12.2009 в 23:19

Св. Ну, я давно преодолела те чувства. Но зато понимаю, как это бывает.))
18.12.2009 в 23:24

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Св.
читать дальше
18.12.2009 в 23:26

пренебречь, вальсируем
tes3m Ага :)

Solet SerCro читать дальше
19.12.2009 в 10:46

Замечательная статья, спасибо!
Я в свое время столкнулась с этим взглядом вполне наглядно. Был у меня в мединституте коллега, отличный фотохудожник. Почему-то он возымел очень высокое мнение о моем вкусе, и каждый раз, готовясь к выставке, со мной советовался - что лучше выставлять, что нет, как скажрировать и так далее. Вот как-то над очережной толстой пачкой фоток я призадумалась и спросила - а почему у него, и не только у него, а вообще на фотовыстаках и ф журналах по фотоисксству красивой женской обнаженки валом, а мужской практически нет совсем. И он мне ответил на полном серьезе, что женщина всегда красива - ну, или по крайности, в ней всегда можно найти и выявить что-то красивое -а мужское тело некрасиво и эстетического переживания не вызывает.
Ага, вот оно самое... (((
В принципе могу пару слов добавить - есть у меня занятная книга, авторы Цунэо Ватанабэ и Дзюнъити Ивата - и вот эти японцы довольно занятное мнение высказывают о том, почему в наше время деэротизация и деэстетизация мужского тела не только не уменьшились, а возросли - если инттересно, могу пересказать.
19.12.2009 в 11:05

пренебречь, вальсируем
Ela Да, это классический пример :)
Я выросла среди художников и преподавателей изобразительного искусства, и воспитывали меня на книжках по истории искусства, начиная с античного. Поэтому, видимо, у меня этого деления нет - до определенного момента в искусстве мужчин и женщин изображали поровну, а обнаженную красоту - и подавно, причем ту самую, античную-классическую. Но не всем так повезло :)

если инттересно, могу пересказать
Интересно. Перескажите, пожалуйста :)
20.12.2009 в 23:44

Ну вот, немного времени выцарапала, пересказываю.
Для начала - книга называется Tsuneo Watanabe & Jun'ichi Iwata "The love of the samurai: f thousand years of Japanese homosexuality", и еще год назад на Амазоне она была.
Теперь, собственно, сабж.
Оба профессора считают, что деэротизация мужского тела, принижение его красоты и самоценности - явление относительно новое. И связано оно с переходом от "быть" к "иметь".
С их точки зрения (с поправкой на христианскую традицию, предписывавшую испытывать отвращение к телу вообще, телу как таковому, независимо от пола) в традиционных культурах, скорее аристократических по акцентуации, человек воспринимает себя как того, кто кем-то является, тогда как в буржуазных - как того, кто имеет, владеет. Того, кем ты являешься, кем ты родился, не изменить ил почти не изменить (скажем, получить дворянство за доблесть возможно, и т.п.) - и разорившийся аристократ все равно остается аристократом, ведь им он и родился, и в статусном плане он все равно остается тем, кем родился - Д'Артаньян не переставал быть дворянином, явившись в Париж на своей желтой кляче и с грошами в кармане. Но разорение превращает буржуа в ноль, в пролетария, в нищего. А значит, чтобы быть крутым, надо ИМЕТЬ. Иметь, владеть. Если знать обязана хоть что-то являть собой, быть красивее, ярче, в том числе и внешне - то буржуа должен не явять собой красоту, а ВЛАДЕТЬ ею, иметь ее как имущество. Поэтому красота не может быть свойством настоящего мужыка в буржуазном обществе, красивой должна быть женщина - как товар. И если мужчина красив, если он красиво одевается и так далее - он как бы предлагает себя как товар, переводит себя в категорию товара, вещи, имущества. ну вот примерно так как-то.
Еще они цитируют мнение немецкого этнографа Эйбл-Эйбесфельдта о том, что безликий образ жизни тоже влияет на обесцвечивание мужской красоты и мужской одежды. Если в традиционном обществе мужчины одеваются ярко, носят оружие, то это воспринимается как что-то естественное, как проявление номральной маскулинности. Но мы сейчас живем в мире, где каждый день сталкиваемся с невероятным количеством незнакомых людей постоянно - в транспорте, на улице, и т.д., и если человек выглядит ярко, вызывающе, он воспринимается как нечто угрожающее, и потому общественная мораль неявно требует серости как добродетели - быть незаметным, неярким, невызывающим., причем к мужчинам как к "сильному" полу это относится вдвойне.
В общем, если очень коротко пересказывать, то примерно так.
Все культуры, где мужское тело, мужская красота воспринимались как что-то правильное и самоценное - традиционны и аристократичны по сути. Та же античная демократия пронизана аристократичностью насквозь. Ну, про самураев всяких мы тут вообще молчим, это тема отдельная и прелестная )). но и суровые викинги в своих сагах описывают постоянно внешность их героев, одежду, браслеты и кольца - у мужчин, да. В общем, если приглядеться - там, где господствует "быть" - мужское тело красиво, там, где господствует "иметь" (хоть баб, хоть бабло, хоть землю - неважно, но ИМЕТЬ) - там оно пренебрегаемо как самоценность. Хотя спорно, но кое-что в точке зрения этих японцев есть. )))
21.12.2009 в 00:34

пренебречь, вальсируем
Ela Спасибо за пересказ! Очень интересно, и действительно созвучно. Если Вы не против, я вынесу этот комментарий в отдельный пост? Думаю, многим будет интересно.
Мне попадались в разных местах мысли о том, что культура насилия и подавления женщины как активного участника во многом строится на идее, что секс - это нечто, что можно иметь и давать (язык отражает идею довольно точно), т.е. нечто вроде вещи, собственности, а не процесс с двумя и более участниками, каждый из которых как-то в него вкладывается и что-то от него получает. Мне кажется, формирование этой идеи может быть связано с тем, что Вы пересказываете.
21.12.2009 в 00:39

Если Вы не против, я вынесу этот комментарий в отдельный пост? Думаю, многим будет интересно. я только "за". Рада, что информация оказалась интересной.