Термин "квир" используется для описания структур гомосексуальных (мужских и женских) идентичностей, а также других типов современных идентичностей, не укладывающихся в рамки традиционной гендерной дихотомии. (Источник)Поиск по блогам как-то вывел меня на человека, который прочитал одну из моих заметок и, возмущаясь изобилием непонятных ему терминов, спрашивал в числе прочего, зачем использовать слово «квир», если есть аббревиатура ЛГБТ. Западное сообщество уже некоторое время дискутирует на тему разных терминов и аббревиатур, и бродит шутка, что если все идентичности и ориентации включать в аббревиатуру, то называться они будут "алфавитным сообществом". Я попробую объяснить, почему я (как и многие другие представители квир-сообщества, в научных и ненаучных кругах) предпочитаю именно этот термин в качестве зонтичной идентичности. Сразу оговорюсь, что все определения терминов я буду сильно упрощать, потому что если их разворачивать во всех подробностях, то получится диссертация.
Что мы подразумеваем, когда говорим "квир"? Пойдем от противного. В современном обществе существует
модель отношений*, принятая по умолчанию, модель, которая предполагается, когда не сказано иного. Выглядит она следующим образом:
мужчина (это в данном случае и биологический пол, и гендер)
и женщина (аналогично),
находящиеся в моногамных (каждый является единственным партнером другого на эмоциональном и физическом уровнях)
отношениях, предполагающих полное равноправие партнеров во всех сферах (в идеале, про патриархальные ценности сейчас не будем)
и включающих сексуальное взаимодействие.
Так вот,
все остальное - это квир. Лесбиянки, геи, бисексуалы, асексуалы, транссексуалы, трансгендеры, интергендеры, бигендеры, квиргендеры, поли, открытые отношения, шведские семьи, свингеры, бдсм-щики, и так далее до бесконечности. Все, чей биологический пол, гендерная идентичность и форма построения отношений** не совпадают с моделью по умолчанию.
читать дальшеЧто не так с аббревиатурой ЛГБТ и почему ее недостаточно?
Давайте посмотрим, на что раскладывается эта аббревиатура (определения упрощенные):
Лесбиянки - женщины, которые хотят*** женщин.
Геи - мужчины, которые хотят мужчин.
Бисексуалы - мужчины или женщины, которые хотят и мужчин, и женщин.
Трансы - мужчины в теле женщины и женщины в теле мужчины.
И противопоставляются они гетеросексуалам - мужчинам, которые хотят женщин, и женщинам, которые хотят мужчин.
Вы видите, что не так с этой раскладкой? Почему эти названия и определения подходят не всем?
Потому что в понятиях гей и лесбиянка задаются одновременно пол субъекта влечения и пол объекта влечения по бинарной схеме. Потому что в понятиях гетеро и би предполагается, что есть только два гендера/пола - мужской и женский, «свой» и «противоположный». Потому что эти четыре термина соединяют гендерную идентичность и сексуальную ориентацию - а в отношении трансов возникает вопрос, как «считать» ориентацию: по телу объекта и субъекта или по тому, что у них в головах? А если тела - в переходном состоянии? А если сексуального влечения нет, а романтическое - есть?
Даже в бинарной схеме возникают вопросы. Но все еще сложнее, потому что гендерная система в реальности не бинарная. И идентичность человека в сфере отношений не складывается из его суммарного пола и суммарного пола объекта его влечения.
Что происходит в небинарной гендерной системе?
Говоря упрощенно, общая модель отношений состоит из двух или более субъектов, которые определяются каждый своим биологическим полом (телом) и гендерной идентичностью (сознанием, содержимым головы, так сказать), а также характера взаимоотношений между ними.
Биологический пол - это тело человека. Бинарная модель предполагает, что он может быть либо мужским, либо женским. В реальности он может быть чисто мужским, чисто женским или находиться в любом их промежуточных состояний, от рождения или в результате медицинского вмешательства.
Гендерная идентичность - это то, как человек сам себя определяет. Бинарная модель предполагает, что она опять же либо мужская, либо женская. В реальности она может быть: мужской, женской, находиться в любом из промежуточных состояний, сочетать обе крайности в той или иной степени, или вообще отсутствовать.
Форма отношений включает: наличие/отсутствие сексуального влечения и взаимодействия, эксклюзивность/открытость, динамику власти и контроля, количество участников и многие другие факторы.
Квир-отношения - это комбинаторика идентичностей, основанная на врожденных и приобретенных в процессе социализации качествах каждого участника в сочетании с его физиологическими и психологическими потребностями. Термины, которые объединяют разные детали комбинации в одно целое, подходят далеко не всем. И обойтись «приблизительными» названиями можно далеко не всегда.
Пример: тело мужское, сознание женское, хочет женские тела с женским сознанием. Натурал? Натуралка? Лесбиянка? Лесбиян? А если хочет тела и мужские и женские, но обязательно с женским сознанием? А если тела только женские, а сознание - ни то и ни другое, а один из промежуточных вариантов? А если при этом хочет, чтобы в отношениях были еще два участника? И без секса, но с любовью?
Зачем вообще нужно что-то как-то называть?
Потому что в современном обществе а) социальное взаимодействие предполагает формирование отношений и их взаимосвязь с другими сферами жизни, б) взаимопонимание в социальном взаимодействии требует кодирования.
Социальное взаимодействие включает ритуалы для формирования отношений, а также их проникновения в другие области жизни. Человек с детства видит в окружающей среде и усваивает, что такое любовь, брак, секс; как знакомиться, как строить отношения. Он вырастает и начинает применять освоенное на практике: знакомится с партнером, заводит случайные связи, вступает в брак. Общество проявляет внимание к его отношениям: ему оформляют страховку и кредит на супруга, присылают приглашение "плюс один", интересуются здоровьем супруга/партнера, спрашивают, почему он все еще один и не познакомить ли его с кем-нибудь. При этом в современном социальном взаимодействии предполагается модель отношений по умолчанию.
Кодирование помогает, во-первых, выбрать подходящего партнера (партнеров) и договориться с ними о характере отношений и взаимных обязательствах, во-вторых, сообщить окружающим о том, каким образом нужно включать данного человека в социальное взаимодействие, какие ритуалы уместны. Кодирование в любой сфере, в том числе и в сфере отношений, постоянно меняется. Пару столетий назад определить социальный и супружеский статус женщины - девица/замужем/вдова - можно было по одежде, и каждое состояние предполагало определенные ритуалы взаимодействия продолжительность разговора, темы, возможность ее участия в социальных мероприятиях, и т.д. Сейчас это кодирование и соответствующие ритуалы кардинально изменились, многие исчезли, многие появились. Человек видит подходящего ему по биологическому полу и внешности партнера, вступает в разговор, выполняет ряд ритуальных действий (диапазон широкий и меняется от культуры и обстановки), выясняет интересующие его подробности, говорящие об их совместимости. В современном социальном взаимодействии кодирование ориентировано на модель по умолчанию, сексуальная ориентация кодируется нечетко, и это кодирование известно только внутри субкультур, а гендерная идентичность и предпочтения в формах отношений внешним кодированием практически не передаются. Более того, для ряда понятий нет коротких емких терминов, и им приходится давать сложное развернутое определение.
То есть отсутствие понятийного ряда и общепринятого кодирования для квир-идентичностей и квир-отношений усложняет социальное взаимодействие.
Зачем разбираться в названиях для горстки фриков, ведь большинству и так удобно?
Давайте для начала переведем эту «горстку фриков» в более-менее конкретные цифры. По гомо- и бисексуалам я делала приблизительные расчеты здесь. Статистика по распространенности транссексуализма - например, здесь. О других вариациях статистику собирать долго, если она вообще существует, и в рамках этого текста я не ставлю такой задачи. Но даже этих данных достаточно, чтобы понять: речь идет о миллионах людей.
А ведь еще можно для примера вспомнить шкалу Кинси, согласно которой 95% мужчин, независимо от своей сексуальной идентичности (гомосексуалы, бисексуалы, гетеросексуалы) проявляли бисексуальное поведение, то есть, проще говоря, хоть раз за свою жизнь спали с другими мужчинами, то есть, в принципе, тоже в той или иной степени попадают под «зонтик» квир. Так кто является большинством?
К чему все это приведет?
У меня мало материалов для того, чтобы строить прогнозы, но пара предположений у меня есть.
Вариант 1: в результате выделения и определения новых идентичностей сформируется комплексная система кодирования, которая будет охватывать идентичности и потребности данного человека в сфере отношений. Она будет зафиксирована в лексике и/или во внешней атрибутике. Пример подобной схемы описан у Лоис М. Буджолд в цикле «Сага о Форкосиганах». Не удержусь от объемной цитаты:
Нахмурившись, Карин нехотя вынула из мочек свои бетанские сережки и сунула в карман болеро. Мама довольно много общалась с графиней Корделией и, вполне вероятно, сможет расшифровать, что означают на Колонии Бета эти серьги, а означали они вот что: «Да, я согласная на встречи взрослая женщина с противозачаточным имплантатом, но сейчас у меня есть постоянный партнер, поэтому не ставьте в неловкое положение и себя, и меня, подходя с предложением». Довольно длинное сообщение, записанное двумя кусочками металла, а у бетанцев есть еще с десяток других способов передать прочие нюансы. Пару этих самых нюансов Карин уже переросла. Противозачаточный имплантат, о котором сообщали серьги, мог теперь оставаться ее маленьким секретом, о котором остальным знать не обязательно.
Она немного поразмышляла, сравнивая бетанские серьги с подобной системой социальных сигналов в других культурах: с обручальными кольцами, определенным стилем одежды или прически, шляпками, вуалями и татуировками. Конечно, такие сигналы не всегда соответствуют содержанию: например, у неверных супругов поведение не соответствует внешним признакам моногамного состояния. Впрочем, бетанцы вроде бы довольно строго соблюдают правила. Ношение ложных символов осуждается обществом. «Такие фортели все портят для других, – объяснил Карин как-то раз один бетанец. – Ведь главная цель тут – чтобы не приходилось играть в угадайку». - "Гражданская кампания"
Вариант 2: в результате дробления понятий в конечном итоге все грани идентичности в сфере отношений размоются до такой степени, что произойдет сращение идентичности с индивидуальностью (я есть я) без какой-либо категоризации.
Мне проще представить первый вариант, но я вполне допускаю и второй, и их последовательную смену, а также еще какие-то непрогнозируемые мной альтернативы.
Подведем итоги: для чего нужно понятие "квир" как зонтичная идентичность? Для того, чтобы кратко и емко определить обширную и разнообразную социальную группу, у которой идентичность и потребности в сфере отношений не соответствуют модели, принятой в современном обществе по умолчанию. Зачем нужно ее определять? Потому что у этой социальной группы, несмотря на все ее разнообразие, есть общая проблематика: в первую очередь - само существование модели «по умолчанию», а также отсутствие в обществе адекватных общеизвестных систем кодирования и социального взаимодействия для квир-идентичностей и квир-отношений.
* Под отношениями в данном тексте имеются в виду а) сексуальные, любовные, романтические, эротические; б) добровольные и осознанные.
** Во избежание остроумных комментариев подчеркну, что педофилия, некрофилия и зоофилия не являются добровольными и осознанными отношениями и поэтому в этот список не входят.
*** Я не стала подробно рассматривать в этой раскладке асексуальность, потому что очень плохо разбираюсь в теме. Я затрагиваю ее далее в тексте, но не раскрываю. Под словом "хотеть" можно понимать асексуальное влечение (романтическое и т.д.).
Так вот, я тебя обожаю. ))
Я не стала подробно рассматривать в этой раскладке асексуальность, потому что очень плохо разбираюсь в теме. Я затрагиваю ее далее в тексте, но не раскрываю. Под словом "хотеть" можно понимать асексуальное влечение (романтическое и т.д.). Сейчас так запутано это понятие. Мне раньше бы и в голову не пришло, что можно называть «асексуальностью» то, что сейчас считают основным определением, судя по Википедии: отсутствие полового влечения к определенному реальному лицу. Это при том, что мастурбация, например, асексуалам в этом понимании не чужда. Но мне это непонятно: я думала, что асексуалы вообще не испытывают сексуального желания, судя по названию. А так не понимаю.Ну да бог с ними.))
tes3m Спасибо
Про асексуалов - там очень сложно и с определениями, и с критериями, и с причинами, внутри группы еще путаница, даже на западе, а у нас все всегда сложнее и позже. К тому же заметнее всего оказываются какие-то радикально-агрессивные представители, вроде тех, кто говорит, что надо вообще всех отучить заниматься сексом. У меня пока эта тема во всем объеме в голове не помещается, поэтому я принимаю существование асексуалов как факт и стараюсь его не трогать, чтобы не ошибиться в понятиях и концепциях.
Можно я возьму в перепост?
Да, конечно
Вот не первый раз, Св., читаю у Вас про всю эту сложную конструкцию с идентичностями, ориентациями и прочим. Но, видно, не дано мне, человеку гетероцентричному и с бинарными представлениями, понять всю её красоту.
Ну, вот у меня в посте есть пример: тело мужское, сознание женское, хочет женские тела с женским сознанием. Натурал? Натуралка? Лесбиянка? Лесбиян? Какой из известных Вам терминов характеризует такой тип идентичности/потребности?
Это во-первых. А во-вторых, я говорю (хотя не слишком громко, потому что это объемная тема) еще и о том, что модель по умолчанию предполагает: при начале формирования отношений обе стороны представляют, какие отношения это будут, в общих чертах. То есть, в "идеальном" обществе, где есть только мужчины-по-всем-параметрам и женщины-по-всем-параметрам, ориентированные на моногамные парные отношения, когда мужчина предлагает женщине встречаться, она знает, что он ей предлагает.
А в реальности оттенков гораздо больше, и не все откодированы, и не обо всех безопасно говорить в любой обстановке. В результате получается "игра в угадайку". Знаете, очень раздражает, я вот мечтаю о бетанских сережках
Концепция бетанских сережек чем хороша - она комбинаторная. Когда я ее разрабатывала для Форкона, опираясь на текст Буджолд, то собирала как раз из разных элементов по частям.
Я думаю, что все мы немного... каждый по-своему...
У меня в голове оно комбинируется.
Мне кажется, всё равно не удастся придумать по отдельному названию для каждого варианта, всё равно будет некоторое обобщение, всё равно каждая категория не будет абсолютно однородна.
Если говорить о бетанских серёжках, то они работают специфическим образом: они как вывеска, на которой написано всё сразу. Там невозможен вариант, скажем, пол обозначить, а сексуальные предпочтения пока скрыть. Или ещё какие-то такие. Я не знаю, комфортно ли будет человеку нашей культуры называться подобной "вывеской" с полным перечнем параметров.
А в реальности оттенков гораздо больше, и не все откодированы, и не обо всех безопасно говорить в любой обстановке. В результате получается "игра в угадайку". Знаете, очень раздражает, я вот мечтаю о бетанских сережках
Есть у меня какое-то подозрение, что я не очень-то хочу заводить серьёзные отношения с человеком, у которого я не могу просто спросить недостающую мне информацию -- раньше или позже, но скорее в начальной фазе знакомства.
И само собой, что отдельное название для каждой комбинации нафиг никому не сдалось. А вот термины для элементов и культура их восприятия и кодирования - нужны. Сейчас же как раз наоборот, несколько комбинаций получили название в одно слово (мужчина в мужском теле любит мужчин = гей), а когда речь заходит об остальных комбинациях, начинают говорить, что не нужно все усложнять, и т.д.
я не очень-то хочу заводить серьёзные отношения с человеком, у которого я не могу просто спросить недостающую мне информацию
Спросить-то можно. Но для этого надо познакомиться и для начала пройти стадию, на которой не страшно говорить определенные вещи о себе в современном обществе. Пока что многие вещи говорить небезопасно, пока ты уже не узнал человека хорошо и не проверил сто раз. Бетанские сережки - это для той стадии развития общства/концепции гендера, на которой не страшно быть геем или бдсмщиком
Мне кажется, терминов накопилось уже немало. Дело за культурой восприятия и кодирования. ))
Бетанские сережки - это для той стадии развития общства/концепции гендера, на которой не страшно быть геем или бдсмщиком
Хи. Подумалось, что бетанские серёжки -- очень занятная вещь. Карин сравнивает их с обручальными кольцами и тому подобной открытой символикой. Но есть ведь и иная аналогия: символика для посвящённых, принятая как раз там, где озвучивать нечто небезопасно, а вот показать так, чтобы поняли лишь некоторые -- как раз можно. И бетанские серёжки на Барраяре становятся именно таким знаком.
в понятиях гетеро и би предполагается, что есть только два гендера/пола - мужской и женский, «свой» и «противоположный». Потому что эти четыре термина соединяют гендерную идентичность и сексуальную ориентациюВсе, чей биологический пол, гендерная идентичность и форма построения отношений** не совпадают с моделью по умолчанию. Квир-отношения - это комбинаторика идентичностей, основанная на врожденных и приобретенных в процессе социализации качествах каждого участника в сочетании с его физиологическими и психологическими потребностями. Термины, которые объединяют разные детали комбинации в одно целое, подходят далеко не всем. И обойтись «приблизительными» названиями можно далеко не всегда.
p.s. думаю, иметь ли руководителю и прочим читающим курсовую мозг собственно "квир". склоняюсь к мысли, что да, потому что формулировка "по признаку сексуальной ориентации" меня устраивает только в контексте того, что так запрет дискриминации формулируется в международных документах, и в работе я скорее всего писала бы аббревиатуру ЛГБТ. но т.к. писать только то, что в политическом дискурсе в отношении квир в основном hate speech, скучно, то почему бы не поиметь читающим мозг темой идентичностей и сцепки неприятия как с гендерными стереотипами, так и с "чужой-западный-враждебный".
почему бы не поиметь читающим мозг темой идентичностей и сцепки неприятия как с гендерными стереотипами, так и с "чужой-западный-враждебный
Да, хорошая мысль. Я вообще считаю, что мы сейчас находимся на том этапе, когда можно формировать терминологию и понятийный аппарат, в том числе и научный. К тому же у нас нет специфики "присвоения оскорбительного наименования", а есть заимствование термина с насыщением его смыслом, что делает процесс более контролируемым.
Перепостить, само собой, можно
Да, хорошая аналогия. При переносе символа из знающей культуры в невежественную.
Так, скажем, сейчас работают символы типа hanky code, кольца на большом пальце и трискеля...
спасибо!
оффтоп: я еще запощу свои впечатления с конгресса политологов, но та часть гендерной секции, на которую я попала... в общем, я осознала разницу (хотя не факт, что она именно такая в западных университетах) между women studies, феминистскими исследованиями и gender studies. и то, что там было, в лучших случаях было feminist studies. докладчик, сказавшая: "Ну, с гендером все понятно: их два и они легко определимы", - вынесла меня напрочь)
согласна.
оффтоп-2: в той магистерской, которую я тебе пересылала, меня напрягает как раз терминология
Ну, с гендером все понятно: их два и они легко определимы", - вынесла меня напрочь)
Блеск. Шедевр
Что характерно, те кухонно-феминистические блоги, которые я читаю, в основном ведут люди, которые пытаются изо всех сил учитывать все угнетаемые группы и тонкости их существования. То есть это такой феминизм, который объединяет женскую проблематику, квир-проблематику, возрастную и проблематику инвалидов. Я за такой феминизм!
в той магистерской, которую я тебе пересылала, меня напрягает как раз терминология
Ага. Я еще не читала, но учту
О, выложи-выложи!
те кухонно-феминистические блоги, которые я читаю, в основном ведут люди, которые пытаются изо всех сил учитывать все угнетаемые группы и тонкости их существования. То есть это такой феминизм, который объединяет женскую проблематику, квир-проблематику, возрастную и проблематику инвалидов. Я за такой феминизм!
я тоже! эх, бальзам на душу
честно, секции, на которых я была, по большей части меня расстроили. это всё, конечно, ego-stroking в том смысле, что я разбираюсь в вопросе лучше части этих людей, но я туда шла не за ego-stroking )
но я туда шла не за ego-stroking
Да, понимаю, все это как-то печально
Да, хорошая аналогия. При переносе символа из знающей культуры в невежественную. Так, скажем, сейчас работают символы типа hanky code, кольца на большом пальце и трискеля...
М-м, разве эта символика разрабатывалась не специально для "невежественной культуры"?
Обычный человек поймет, что значит значок с трискелем или кольцо на большом пальце? Сейчас уже многие знают, что означает серьга в ухе, но это недавнее знание.
Hanky code - да, пожалуй, некорректный пример, оно скорее для посвященных.
Я имею в виду, что "опознавательная символика" -- она работает не внутри культуры посвящённых, а во внешнем мире для узнавания "своих". Внутри культуры она не очень нужна, она нужна именно на границе.
Не хочу святотатствовать, но самый давний пример аналогичной по назначению символики, который сходу приходит мне в голову, -- это христианская символика первых веков христианства. Другой яркий пример -- масонская символика.
(А вчера в одном споре про Мэри Рено написали, что сомнительно, что она была лесбиянка, мол, по книгам видно, что женщин она не любит, а "мастурбирует" на своих героев -мужчин. Но какая разница, что кому видно по книгам, если жила она с женщиной всю жизнь? Если и она о себе, и биографы о ней писали, что она любила женщин. Но все равно спорят, т.к. в голове у некоторых есть схема: слэш интересен только гетеросексуалкам. А не будь Рено такой, писала бы фэмслеш. И никакие факты их не разубеждают.)
Да, я согласна.
Я недавно читала пост женщины, которая идентифицируется как лесбиянка, но которая не раз сталкивалась с тем, что ей хотелось заниматься сексом с мужчинами-геями, как мужчине - со страп-оном, и с внутренним ощущением себя в этой ситуации мужчиной, а не женщиной. Причем желание было взаимным, но рамки "я гей, я не сплю с женщинами - я лесбиянка, я не сплю с мужчинами" мешали.
Это, в сущности, и есть квир...
Все попытки загнать слэшеров в рамочки и все объяснить чем-то одним делаются уже давно и несколько раздражают. В частности, кстати, непониманием разницы между эротическим влечением и сексуальным влечением. Вполне возможно испытывать эротическое влечение к одному полу/типу (то есть фантазировать о нем), и при этом испытывать сексуальное влечение и хотеть заниматься сексом на практике с совершенно другими людьми...
Все попытки загнать слэшеров в рамочки и все объяснить чем-то одним делаются уже давно и несколько раздражают. В частности, кстати, непониманием разницы между эротическим влечением и сексуальным влечением. Вполне возможно испытывать эротическое влечение к одному полу/типу (то есть фантазировать о нем), и при этом испытывать сексуальное влечение и хотеть заниматься сексом на практике с совершенно другими людьми...
О чем и речь.
Особенно круто попадаешь, когда не только с сексуальным влечением рознь по отношению к общепринятым нормам, но еще и с гендером собственным относительно видимого внешне окружаемым.
Но... вроде ты сама знаешь =)