Экспедиция Брэддока или история о том, как британцы все эпично проебали.
Итак, в прошлый раз мы разбирали, как молодой Джордж Вашингтон случайно убил французского посла и отчасти спровоцировал начало Франко-индейской войны в Северной Америке и Семилетней войны в Европе.
1755 году британское правительство, узнав о беспределе французов в колониях, решили, что хватит это терпеть и пора поставить зарвавшихся лягушатников на место. Для этих целей в колонии был отправлен военный корпус в 3 тысячи человек под командованием генерал-майора Эдварда Бреддока.
На самом деле собирать эту экспедицию мало кто хотел, а смысла в ней видели столько же, сколько в необходимости пригонять экскаватор, чтобы убрать кучку дерьма. Были дела и поважнее и поближе. Однако, план все же одобрили. Эдвард Бредок, правда, не сильно радовался новому назначению, и как показали дальнейшие события, предчувствия его не обманули.
Эдвард Бреддок родился в шотландии в семье военного и с 15 лет полностью посвятил жизнь службе в армии. Основной военный опыт получил на европейских полях сражений, под командованием принца Оранского. Заработав звание генерал-майора, был назначен командующим экспедицией в Северную Америку, и уже в конце зимы 1755 прибыл на берега Вирджинии.
Появление британских полков стало главным поводом для торжеств по всей округе. Колонисты, которых порядком задолбали набеги индейцев и французов, искренне надеялись, что армия его величества короля Георга III быстренько наведен порядок на границе. А Брэддок, хоть и презирал колонистов от всей души, но любил покрасоваться на местных балах, где громче всех орал и бил себя пяткой в грудь, что вот прям завтра отправится в поход и от этого ихнего форта Дюкен камня на камне не оставит. А там дальше и Ниагара, и Квебек падут перед мощью Британской Империи. Некоторые, правда, осторожно намекали генералу, что марш по диким лесам, которые кишат враждебными индейцами, это все-таки не прогулка по английской лужайке перед чашкой чая, но Эдвард лишь ухмылялся. Мол это может ваши фермеры из народного ополчения трясутся при виде дикарей, а солдату Его Величества такая ерунда - плюнуть и растереть.
Тут как тут нарисовался и наш знакомый Джордж Вашингтон. Парень может и был полковником, но полковником вирджинской милиции, а даже распоследний рядовой смотрел на колониальную милицию как на говно. Так что Джордж все еще очень хотел получить звание в армии Его Величества, и надеялся, что Брэддок ему в этом поможет. Всеми правдами и неправдами Вашингтон стал одним из адъютантов генерала. Тут Брэддоку хватило ума понять, что адъютант из местных может быть полезен.
Говно начало происходить еще на этапе подготовки к экспедиции. Как бы не рады были жители Вирджинии приезду британского генерала, но кормить и одевать бесплатно его солдат энтузиазмом никто не горел. Ассамблея зажимала средства, к тому же генерал не мог тратить их по своему усмотрению. Брэддок вообще в полной мере смог ощутить на своей шкуре уже тогда, что на колониста где сядешь, там и слезешь. Все любезности кончались на пороге бального зала, за которым начиналась суровая действительность. Как только прошел слух о военных закупках, торговцы тут же взвинтили цены до небес. Брэддок рвал и метал, но его молнии пролетали мимо целей, и не производили впечатления на колонистов, которые не желали упустить наживу. Вашингтон тоже из кожи вон лез, чтобы побыстрее сдвинуть дело с мертвой точки, но и его усилий было недостаточно. Бесценное время уходило.
Но бодание Брэддока с торговцами не шло ни в какое сравнение с многоходовочкой, которую затеял хитрожопый губернатор Динвидди. Через свои связи в Лондоне губернатор добился, чтобы экспедиция Брэддока шла на форт Дюкен не коротким путем, а по маршруту, которым когда-то ходил Вашингтон. Таким образом Данвидди и его сообщники надеялись нажиться на поставках войскам на всем пути. Зис из америка, suqa.
Генерал Бреддок и Вашингтон
Только к середине лета войско Брэддока двинулось в путь. Изматывающая жара, духота, комары. В общем, колонна британцев, обремененная артиллерией и тяжелыми обозами, ползла по бездорожью со скоростью черепахи около 5 км в день, и слабо напоминала триумфальное шествие победителей. А до форта Дюкен было 250 км!
Воспитанный на красивой войне по правилам в Европе, Брэддок никак не мог взять в толк, что европейская тактика в диких землях Америки не работала. Эту же ошибку в будущем повторят британцы в войне за независимость, а нежелание учиться будет стоить Британии ее колоний.
Вашингтон только зря разорялся, пытаясь уговорить генерала перенять тактику ведения войны у индейцев. Ходить строем в лесу бесполезно, да и индейцы класть хотели на все правила. Но Брэддок только отмахивался: "Будет меня тут всякие деревенщины тактике и стратегии учить! Щщщщенок!". С огромным трудом удалось убедить генерала хотя бы отправить вперед 1200 человек и 30 пушек, а тяжелые медленные обозы оставить позади. После этого дело пошло чуть быстрее, но Вашингтон не смог наслаждаться путешествием в полной мере, потому что свалился с дизентерией и был вынужден трястись в санитарном обозе почти весь поход.
Наконец, в начале июля армия Бреддока вышла на финишную прямую и оказалась на расстоянии одного дня перехода до форта. Солдаты и офицеры приободрились. Наконец лазанью по болотам подошел конец и теперь можно будет немного пострелять. Генерал Брэддок так вообще считал себя победителем и приказал войскам маршировать как на параде. Реяли знамена, гремели барабаны и флейты. Вашингтон, все еще не очень здоровый, влез на коня и дефелировал вместе со всеми, не желая упускать драчку, из-за которой вообще во все это ввязался. Офицеры уже поздравляли друг друга с несуществующей победой над глупыми французами, когда со стороны авангарда вдруг раздались крики и звуки пальбы. А через несколько минут отступающие из авангарда солдаты влетели в остановившуюся главную колонну. Ряды смешались, никто не мог понять что происходит. Начался настоящий хаос. Офицеры тщетно пытались восстановить порядок. Порядок в их понимании означало построить солдат ровными рядами и дать залп по врагу, но врага не было видно. Стреляли из-за кустов и деревьев. Британцы попали в банальную засаду, устроенную французами и индейцами.
Карта засады у форта Дюкен
Тут стоит отдать должное вирджинцам, которые в отличие от некоторых не растерялись, и благодаря богатому опыту ведения войны на фронтире, рассыпавшись цепью, укрылись за деревьями и открыли ответный огонь. Правда британские солдаты с перепугу приняли их за врагов и сделали несколько залпов по своим же. Вашингтон, кстати, находился в гуще сражения. Под ним убили двух лошадей, сбили шляпу, а мундир был в дырках от пуль, но сам он чудесным образом остался невредим.
Бреддок тоже пытался восстановить порядок среди солдат, но словил пулю в грудь. Индейцы и французы в первую очередь метили в офицеров на лошадях. Увидев раненого генерала, британские солдаты, побросав пушки, ружья и барабаны, обратились в окончательное бегство по той же дороге, по которой пришли. Индейцы не бросились догонять беглецов только потому, что остались добивать раненых, снимать скальпы и делить добычу. Говорят, что когда на эти земли пришли поселенцы, начали строить дороги и пахать, то еще долго находили человеческие кости.
Потери были ужасными. Со стороны британцев погибло свыше 500 человек, в то время как французы и индейцы потеряли не больше 30. 150 британских офицеров было убито, а из 1200 рядовых невредимыми осталось всего 450 человек. Вашингтон лично вытащил из битвы умирающего генерала Бреддока и увез с поля боя. Тело генерала решено было похоронить в безымянной могиле рядом с дорогой. Вашингтон опасался, что если индейцы найдут могилу, то надругаются над телом, поэтому, чтобы спрятать следы захоронения, по могиле Бреддока проехали телеги.
Похороны генерала Бреддока
В общем, триумфальная экспедиция обернулась полным провалом. Французы держали за собой Дюкен до 1758 года, пока британцы не вынудили их сжечь и оставить форт. Вашингтон к счастью не получил звание британского офицера, зато снова вернулся в Вирджинию героем и с тех пор его имя уже больше никогда не забывали.