
читать дальшеВторой пример - доктор Кэрри Уивер из "Скорой помощи", у которой сначала мелькает очень мужского пола "друг", потом короткий роман с мужчиной, в котором она выглядела вполне заинтересованной и удовлетворенной сексуальной его стороной, а потом случается Ким, и... с этого момента она идентифицируется как лесбиянка.
С одной стороны, я понимаю, что такое развитие событий в гетеронормативном, гомофобном обществе весьма распространено. Что многие женщины проходят период отношений с мужчинами и гетеросексуальной идентичности, а потом осознают гомосексуальное влечение и в итоге принимают гомосексуальную идентичность. Я понимаю, что для таких женщин истории Уиллоу и Кэрри близки, понятны, и они находят радость в этой репрезентации.
Но.
Во-первых... нет, я даже не поставлю первой отсутствующую репрезентацию бисексуальности. См. предыдущий пассаж: я более чем готова принять эту историю как историю становления лесбийской идентичности. Но я хочу объяснений. Не того, почему это произошло, а того, как героиня - и, соответственно, авторы - интерпретирует свои предыдущие отношения с мужчинами. И как она пришла к тому, чтобы идентифицироваться как лесбиянка, а не бисексуалка. Но этого никогда не происходит. Вместо этого развитие событий выглядит так: героиня обнаруживает влюбленность/влечение к женщине - некоторое время мечется - реализует это влечение - просыпается наутро лесбиянкой.

Что она чувствует в этот момент? Почему она понимает, что это - оно? Потому что секс был лучше, чем с мужчинами? Потому что так ощущается правильнее? Это магический поцелуй для спящих лесбиянок? Я хочу знать - как зритель, и как человек, который свою историю отношений в сходных моментах интерпретирует совершенно иначе, и поэтому идентифицируется как би.
Во-вторых, би.

Этот факт меня проблематизирует по личным причинам и по общественным. По личным причинам - потому, что я не вижу отражения своего личного нарратива идентичности даже там, где мелькает что-то на первый взгляд похожее. Потому что, будучи би (пан, если быть точнее, но если мы говорим о мэйнстримном кино и телевидении, там не до таких тонкостей), на практике я отчетливо отдаю предпочтение в выборе партнеров людям своего пола/гендера, но у меня не случается осознания своей идентичности как гомосексуальной. Когда я вижу на экране женщин [здесь и далее гендер будет бинарный, потому что кино/телевидение иначе пока не умеет], которые имеют на вид благополучный и удовлетворительный опыт и с мужчинами, и с женщинами, и в итоге начинают отдавать предпочтение женщинам, я вижу что-то похожее на свою историю. Но для них это всегда означает фиксацию гомосексуальной идентичности, и я не могу понять, почему - потому что история это не объясняет, как будто это само собой разумеющееся: переспала с женщиной и проснулась лесбиянкой. Почему не би? Почему ты не хочешь включить свой прошлый опыт с мужчинами в свою идентичность? Почему ты новой идентичностью исключаешь мужчин как партнеров в дальнейшем? Я не против, серьезно, но я хочу понять, как это работает у тебя в голове.
По общественным причинам такой нарратив проблематичен, потому что он воспроизводит и поддерживает набор нормативных парадигм. Во-первых, как любой нарратив, исключающий бисексуальность, он поддерживает парадигму моносексизма - идею, что сексуальное влечение может быть направлено на один, и только на один, гендер (обычно бинарный). Эта идея является частью гетеронормативной парадигмы, потому что гетеронормативность тоже требует, чтобы влечение было направлено только на один пол/гендер - "противоположный", агрессивно исключает влечение, направленное на "свой" пол/гендер... а вот влечение, направленное "в обе стороны" (или больше, чем в одну сторону), в нее не помещается, и поэтому просто исключается из дискурса, превращаясь либо в гетеросексуальность, либо в гомосексуальность, в зависимости от того, как соотносится пол/гендер партнеров.
Во-вторых, он поддерживает парадигму гомонормативности - набор нормативных представлений, бытующих в квир-сообществе, о том, как правильно понимать (гомо)сексуальность, ее природу и процесс осознания, и как ее представлять широкой общественности. Гомонормативность включает такие актуальные элементы, как: а) идею "врожденной" сексуальной ориентации (которая может подавляться человеком под влиянием гомофобного общества); б) нарратив "выхода из чулана" как осознания "истинной" (врожденной) ориентации и (со временем) ее публичного перфоманса; в) все тот же моносексизм, потому что "истинная" ориентация всегда гомосексуальная, и отношения с "противоположным" полом/гендером в нарративе выхода из чулана присутствуют только на "чуланном" этапе и должны исчезнуть, когда выход завершен. Бисексуальность не укладывается в гомонормативные рамки и исключается из этого дискурса тоже, или порицается и демонизируется.
Гетеронормативность и гомонормативность поддерживают друг друга, так как существуют как зеркальные противоположности, основанные на одних и тех же представлениях о сексуальности: что это врожденное, биологическое свойство и что у нее может быть только одна направленность влечения в рамках бинарного пола/гендера.
Сценарии, с которых я начала этот пост, прекрасно укладываются в гомонормативный нарратив. И именно поэтому героиням не приходится объяснять нам, зрителям, процесс осознания - с точки зрения гомонормативности, все понятно. Открылись двери чулана, и героиня ступила в свет лесбийской любви, оставив отношения, вызванные подавлением врожденной сущности, за спиной.
Конечно, для тех, чей опыт отражает этот нарратив, он полезен, и хорошо, что он есть. Но отсутствие объяснений, безмолвное стирание ценности разнополых отношений, исключение бисексуальной идентичности даже как варианта для рассмотрения - это уже нехорошо. Потому что таким образом множество людей со сходным, но другим опытом, желаниями, переживаниями оказываются не только без репрезентации, но и без валидации. Те, кто не "проснулся лесбиянкой", а долго шел к осознанию идентичности, неважно, бисексуальной, гомосексуальной и какой-то еще. Те, кто считает свои прежние отношения ценными и значимыми, даже если они не вписываются в текущую идентичность. Те, кто все еще в процессе осознания и терзается по поводу того, что не может понять то, что должно быть очевидным и простым - потому что именно так показывают осознание своей сексуальной ориентации, метания происходят только по ее признанию, а не по определению своих внутренних ощущений. Те, у кого идентичность гибкая и меняется на протяжении жизни... Всему этому нет места в нормативном дискурсе, что гетеро-, что гомо-. Они оба оставляют огромное число людей, их опытов и переживаний на обочине.
@темы: $ lgbt, $ stories we tell, $ visibility&representation, $ queer, $ normativity
Хотя на самом деле, чего тут удивляться - общество попросту до сих пор неграмотно в вопросах ориентации и банально путает отношения в настоящий момент с ориентацией как таковой в принципе.
К тому же, большинство слышали только о том, что из "нетрадиционных" существуют только лесби и геи, бисексуальность - это уже из области "продвинутых" знаний, для этого надо хоть сколько-нибудь интересоваться вопросом, читать материалы, искать информацию... А зачем, если это неинтересно? Мало ли, а вдруг уличат в подобном "нездоровом" интересе по этой теме и еще подумают, что ты и сам(а)... В общем, как-то так принято рассуждать.
тоже про это подумала. но с другой стороны у мужчин и женщин это может по-разному работать, нет?
небольшая простынка
Мне вот интересно: люди, постулирующие подобные идеи, сами-то хоть немного осознают, насколько бредово оии звучат?..
Бисексуал всегда, в любой момент может возжелать кого-то принципиально отличного от своего нынешнего партнера. - ровно то же самое можно сказать про представителя любой ориентации, со скидкой лишь на то, что принципиальные отличия будут заключаться не в поле партнера, а в других отличительных параметрах.
сама тень идеи, что человек может иметь возможность не ограничиться одним партнером в рамках своей нормы — она ужасна. - то же самое. В рамках своей нормы ничто не мешает человеку любой ориентации менять партнеров как перчатки - своего ли, противоположного ли пола, обоих ли полов - без разницы.
Ну когда, когда уже до общественности дойдет, что бисексуальность всего лишь подразумевает несколько более широкий диапазон потенциального выбора?!..
бисексуальносить покушается не на гендерные стереотипы формата "мальчик должен хотеть девочку и наоборот", а на идею моногамности.
+ много. Если "ориентация" понимается как декларация намерений, то заявление "Я би" рассматривается именно как указание на то, что в любой момент может возникнуть влечение к человеку другого пола.
То есть заявление "я - гетеро" или "я гомоориентирован" рассматривается как указание на то, что в любой момент может возникнуть влечение к человеку своего пола? Или же проблема именно в том, что бисексуалам автоматически отказывают в моногамности? Но именно это и есть вредный стереотип...
Кем рассматривается? Мной не рассматривается. И я точно не одна такая. Какое значение вообще имеет ориентация, если человек принципиально склонен / не склонен к моногамности?
Firesong, скорее это. Viorteya-tor очень хорошо про это написала.
Мной не рассматривается. И я точно не одна такая.
Lory (aka stature), охотно верю.
Какое значение вообще имеет ориентация, если человек принципиально склонен / не склонен к моногамности?
Смотря для кого и когда.
Какое значение вообще имеет ориентация, если человек принципиально склонен / не склонен к моногамности?
Ок, уточню: какое значение вообще имеет ориентация для кого бы то ни было когда бы то ни было, если речь идёт о моногамности/немоногамности (и зачем валить их в одну кучу?)
Firesong, все зависит от того, что именно понимается под "бисексуальностью", во-первых, тем, кто об этом говорит, а во-вторых, на уровне общепринятого.
И, кстати, еще важную роль играет, в каком контексте, в какой ситуации это говорится. Т.е. это уже вопрос не столько значения, сколько смысла. Какой смысл говорящий вкладывает в обозначение своей или чужой ориентации.
Firesong, все зависит от того, что именно понимается под "бисексуальностью", во-первых, тем, кто об этом говорит, а во-вторых, на уровне общепринятого.
И, кстати, еще важную роль играет, в каком контексте, в какой ситуации это говорится. Т.е. это уже вопрос не столько значения, сколько смысла. Какой смысл говорящий вкладывает в обозначение своей или чужой ориентации.
Какой смысл говорящий вкладывает в обозначение своей или чужой ориентации.
Если говорящий не Чарльз Ксавье, вкладывать "свой" смысл в чужую самоидентификацию - прямой путь к ошибкам и непониманию. Да и говоря о своей лучше либо держаться поближе к словарям, там где они есть, либо пояснять мвои уникальные значения общеупотребимых терминов. Если собеседник - не Чарльз Ксавье, опять же.
Например, говоря о своей сексуальной ориентации, я имею в виду факт, часть моей идентичности, я хочу признание её как нормы. Мне не нравится, когда людей с пансексуальностью/бисексуальностью по каким-то диким кривым логики приравнивают к свингерам, полиамурам, оправдывая этого смыслами, контекстами и неким опытом. (Не имею ничего против упомянутых, но это совершенно другое).
Люди любой ориентации меняют или не меняют своих партнёров как перчатки, по мере утраты смысла отношений, просто встречаются ради секса, бросают, находят и так далее. Это вообще никаким образом не привязано к полу тех, кого они предпочитают. Люди любой ориентации по-разному строят свои отношения, у любого может возникнуть влечение к другому человеку, причины подобного явления происходят из совершенно других областей. Неужели это так принципиально важно, какого пола тот самый человек?
Если вам важна моногамность отношений, так говорите о ней! Устанавливайте правила с партнёром/партнёркой, обсуждайте вслух и ртом, проявляйте и сравнивайте свои границы. Уточняйте, кто, что и как понимает.
Демонизировать людей просто по факту их ориентации — откровенная дискриминация и вредный стереотип, как и говорили выше.
Firesong, конечно, человеческое общение как таковое наполнено возможностями ошибок и недопонимания . Но речь же не об этом.
Но еще бисексуальность подрывает идею ультимативного ограничения сексуальности одной категорией гендера/пола (я специально так пишу, потому что в разных интерпретациях фокус то на голову, то на гениталии). Это часть моногамии как идеи, потому что моногамия предполагает полное взаимоподолнение, которое вшито в бинарный гендер (моногамия в современном обществе пропитана гетеросексизмом насквозь, увы; не то, как конкретные люди ее реализуют, но социальные ожидания вокруг - да). И это часть последовательной бинарной конструкции гендера/сексуальности. И, кстати, моносексуальность еще играет большую роль вообще в связывании сексуальности с полом и гендером (что не обязательно! оставайтесь на нашем канале, когда-нибудь я до этого доберусь )))
Турмалин, активисты, как ни странно, особенно эти страдают. Потому что для активизма нужен стабильный дискурс о (гомо)сексуальности, понятный
идиотамшироким массам. "Я таким родился" и стабильную сексуальность, загнанную в чулан и нуждающуюся в освобождении, аргументировать гораздо проще - в частности потому, что она вписывается в гетеронормативный дискурс. Более того, несмотря на всю гомофобию, она ощущается гетеронормативным дискурсом как куда более безопасная, чем дискурс о сложном конструировании гендера, вариативной сексуальности и прочих комбинациях, потому что не подвергает основы гетеронормативности сомнениям.AnNathar~, общество попросту до сих пор неграмотно в вопросах ориентации и банально путает отношения в настоящий момент с ориентацией как таковой в принципе.
Именно. Путает сексуальное влечение вообще (как потенциал), сексуальный интерес к конкретному объекту, и сексуальное поведение (конкретные действия, которые по этому поводу предпринимаются), и еще примерно полдюжины других элементов. Об этом я планирую как-нибудь написать.
Чай с ванилью, интересная интерпретация, хотя я сразу хочу поспорить и с тем, что женщинам можно доверять, и что с ними проще. Пол никак не определяет личность, и то, окажется ли человек мудаком или нет ))) С другой стороны, я сама о себе прекрасно знаю, что хотя могу испытывать влечение к цис-мужчинам, они у меня на последнем списке в потенциальные партнеры, потому что я им априори отвожу меньше доверия на личном уровне, по ряду причин, включая daddy issues. В любом случае, когда я вижу такой сценарий на экране, я хочу объяснений, а не его подачи как само собой разумеющееся.
Lum, тоже про это подумала. но с другой стороны у мужчин и женщин это может по-разному работать, нет?
Нет ))) Вернее, если вы говорите о биологических мужчинах и женщинах, точно нет. О социальных.... тоже нет, но по другим причинам: есть разные социальные сценарии, зависящие от ожиданий, интепретаций и того, что индивидуальный человек выбирает с ними делать. Есть также огромное количество мужчин, которые встречаются/имеют отношения с женщинами, спят с мужчинами втихую и называют себя натуралами - потому что "это просто секс" (или без объяснений, потому что про секс с мужчинами они не говорят никому). Кстати, во время ВИЧ-кризиса в США такие мужчины сыграли роль в демонизации бисексуальности, потому что их обвиняли в "переносе" гей-чумы в "нормальное общество". С женщинами то же самое: одни, открыв для себя секс с женщинами, идентифицируются как лесбиянки. Другие - как би. Третьи считают, что тут они играются, а так они натуралки. Это вопрос, опять же, того, какие возможности для определения своих ощущений и переживаний человек имеет. А возможности задаются дискурсивно, в том числе репрезентацией.
Джордано, процентов на 80 это проблема определений. Что такое "ориентация", "гомосексуальность" и проч. в сознании тех, кто о ней говорит (о своей, о чужой - не важно)? Что именно для человека означает заявление "Я - гей!" или "Я - би!" (учитывая, что для разных людей разное)? Он говорит о диапазоне своего влечения? Или о желании "строить отношения"? Или о нынешнем выборе ("Если я люблю женщину, живу с ней и не собираюсь с ней расставаться, то какое значение имеет, испытывала ли я влечение к мужчинам или нет?")?
Да, это так. Репрезентация - один из источников определений и их интерпретации, именно поэтому я ругаюсь на сценарий, который воспроизводится без объяснений.
Firesong, Lory (aka stature), я поняла слова Джордано Если "ориентация" понимается как декларация намерений, то заявление "Я би" рассматривается именно как указание на то, что в любой момент может возникнуть влечение к человеку другого пола как комментарий к дискуссии о стереотипах и посту Виор, и ключевой момент тут - если ориентация понимается как декларация намерений. Бисексуальность именно так и понимается очень большим количеством людей, и это проблема. Почему? Моносексизм+бинаризм+гетеро/гомонормативность в отдельно взятых мозгах.
Как я понимаю, стереотип "бисексуальность как декларация намерений смыться к человеку другого пола, чем текущий партнер" происходит из того, что:
а) нормативный дискурс складывает в одну кучу все, от потенциального сексуального влечения к абстрактной категории объектов до влечения к конкретному объекту до построения отношений с этим объектом, потому что нормативный дискурс подразумевает сценарий "я хочу категорию Х - я хочу вот эту особь из категории Х - эта особь удовлетворяет все мои потребности и лучшая для меня из категории Х, поэтому я не буду смотреть налево (а если посмотрел, значит, особь Х не лучшая и я увидел получше)". Как видите, построение отношений как процесс и уважение к партнеру сюда не положили. Бисексуальность ломает этот сценарий тем, что если я хочу категорию Х и категорию Y, то с точки зрения этого сценария ни одна единичная особь не может удовлетворить все мои потребности и я всегда буду смотреть налево, на ту категорию, представителя которой не имею в настоящий момент. Это бред, но именно этот бред зашит в стереотипы про бисексуалов (а также поли-партнерские отношения).
Много букв
Мне, кстати, всегда было интересно то, насколько по разному (ну, по крайней мере по моему личному опыту) люди относятся к бисексуальным и пансексуальным людям.
Поэтому выбор бисексуального человека - вещь странная и " более легкий путь" это не всегда мужик))