12:37

пренебречь, вальсируем
#Видела в каком-то комментарии к "Историям, которые" (не у меня, а в перепостах, которые я вижу через "Упоминания") возмущение, что вот-де, руководствуясь этой логикой, Абрамс сотоварищи в Треке-Ребут "разбил золотое трио" и вытолкал Ухуру и Кэрол Маркус на передний план - чтобы выделить женщину, как требуют злодейки-феминистки. Помнится, меня эта мысль удивила, по паре причин.
Во-первых, репрезентацию женщин в Ухуре и Кэрол как раз феминистки критикуют - за непрохождение теста Бехдель и явное позиционирование в качестве любовных интересов для мужчин, несмотря на довольно важную роль этих женщин в сюжете. Первый фильм в этом плане хуже: там кроме Ухуры есть только две женщины-матери, чьи функции за рамками "мать и жена" никак не освещаются в фильме, и Гейла, у которой прямо в фильме нет даже имени, она просто "орионская женщина в белье, которая спит с Кирком" - тот факт, что она тоже кадет и выполняет важную задачу в плане Кирка, то ли вырезан, то ли упоминается совсем мимоходом. Ухура же играет в сюжете важную роль - она перехватывает и переводит сообщение об атаке Нарады. Но эта ее функция незрелищна и теряется на фоне беготни, пальбы и lens flare. А видимой остается только ее роль "девушки Спока". Во втором фильме обе женщины находятся на корабле в своем профессиональном качестве; кроме того, у Ухуры есть прекрасная сцена "дай мне говорить по-клингонски", а у Кэрол - героическая в общем-то история, спасение Маккоя и тому подобный экшн. Претензии к Абрамсу все равно есть: женщины существуют отдельно друг от друга, взаимодействуют только с мужчинами, и обе являются явно эротизированными объектами - показательна бессмысленная сцена с Кэрол в белье. Но как персонажи в сюжете они неплохи.
Во-вторых, если уж искать причины "выпихивания Ухуры на передний план", то никак не в репрезентации женщин в феминистском смысле, от этого Абрамс далек. Я (как и многие фанаты) с самого начала предполагала, что причина может быть в обратном: женщина была нужна, чтобы сгладить гомоэротический подтекст. В шестидесятых и даже в восьмидесятых он не считывался так очевидно, потому что тема была куда более закрытой. А сейчас про гомоэротическое прочтение произведений гей-культурой и про слэшеров не знает только ленивый кино- и телепродюсер, и за ним остается решение: позволить расцвести бромансу, подмигивая слэш-фандому (как делают Супернатуралы и Марвел) или попытаться доказать гетеросексуальность героев. Учитывая историю КиркоСпоков, это было глупой затеей, но любовная линия в первом фильме кажется существующей в основном в этих целях. Как мы знаем, это не помогло :laugh:
Вообще же ощущение "выпихивания" женщин - это тоже результат перекоса восприятия, воспитанного мужской культурой. Есть такая особенность: привыкший к перекосу человек не замечает его, но видит равенство как перекос. Например, если в аудитории поровну мужчин и женщин, или белых и цветных, наблюдатель без поголовного пересчета говорит, что женщин или цветных соответственно было больше. Или если говорили мужчины и женщины поровну, то наблюдатель скажет, что женщины говорили больше. (Пруфлинки искать лень, таких исследований немало.) Поэтому женщины, выдвинутые в активные персонажи, вызывают парадоксальную реакцию. Например, про Черную Вдову в Авенджерах многие критики (от профессиональных до интернетных гиков) писали, что она в сюжете ради сисек и никакой смысловой нагрузки не несет, а показывают ее многовато; это говорилось про персонажа, на которого лег поворотный момент сюжета (противостояние с Локи), и про героиню, которая сражается наравне с супергероями, усиленными разными сверхспособностями и супервозможностями, причем сама таковых не имеет. Активную роль Джейн в Торах критики тоже умеют игнорировать, тем более что Джейн к тому же обладает не броскими боевыми и сексуальными талантами, а более сдержанными способностями. Вклад женщины игнорируется или преуменьшается, и в то же время ее обвиняют в том, что она выскочка.

@темы: .Star Trek, .Marvel, $ stories we tell, $ visibility&representation, :The Bechdel Test:, [на полях]

Комментарии
18.11.2013 в 12:59

По мне градом не попало, но я все равно надеюсь, что он выбил из меня всю дурь (с)
Есть такая особенность: привыкший к перекосу человек не замечает его, но видит равенство как перекос. Например, если в аудитории поровну мужчин и женщин, или белых и цветных, наблюдатель без поголовного пересчета говорит, что женщин или цветных соответственно было больше. Или если говорили мужчины и женщины поровну, то наблюдатель скажет, что женщины говорили больше. (Пруфлинки искать лень, таких исследований немало.)

Я помню эти исследования. Мужчинам кажется, что женщины говорят "поровну", когда на самом деле участие женщин в разговоре не превышает 5-10%. Если превышает - мужчинам кажется, что женщины доминируют.

В комментариях к "Историям, которые" был классический пример восприятия перекосов: когда автора комментария возмутило наличие одной-единственной лесбийской пары среди многочисленных гетеросексуальных героев одного из многочисленных сериалов о гетеросексуалах (которые представлены как "просто люди"). "Без перекосов", по этой логике - это когда лесбиянки начисто отсутствуют в кино и в жизни. :laugh:

Примеры с Ухурой и Черной Вдовой - совсем уж вопиющие. Из серии "если человечество изобретет искусственную матку - женщины станут не нужны". :emn:
18.11.2013 в 14:36

Я бы хотела внести уточнение — Чёрная Вдова имеет суперспособности, она, если кратко, советский аналог суперсолдата, вроде Капитана Америка. И по возрасту она ему ровесница.
Однако это я немного крючкотворствую, а так-то всё, конечно, по делу сказано.


Я столкнулась с перекосом, когда речь зашла о сериале, запущенном недавно Марвел, «Агенты Щ.И.Т.а»..
Когда вышли первые промофотки, со всей командой «Автобуса», где ровное количество женщин и мужчин, были очень показательные комментарии:
- ЗАЧЕМ ТАК МНОГО ЖЕНЩИН.

То есть половина команды женщины — это много.

Причём писали женщины.
Меня тогда так вынесло от гнева, что я, пожалуй, была даже несколько неадекватна и расплевалась огромной простынёй на этот счёт.
Очень ярко... и очень противно.
18.11.2013 в 15:01

О моя чудесная, моя изумительная катастрофа...(с)// Это мой первый визит в Галактику Ужаса. И пусть он останется приятным(с)// Хорёк-параноик в фиолетовом плаще(почти(с))
когда автора комментария возмутило наличие одной-единственной лесбийской пары среди многочисленных гетеросексуальных героев одного из многочисленных сериалов о гетеросексуалах
Вспомнились некоторые высокоморальные товарищи с тумблера, которых в "Спартаке" возмущали не кровькишки и дофига порнухи в принципе, а исключительно наличие "нетрадиционных" парочек:rolleyes:
18.11.2013 в 15:07

По мне градом не попало, но я все равно надеюсь, что он выбил из меня всю дурь (с)
Rainy Elliot, которых в "Спартаке" возмущали не кровькишки и дофига порнухи в принципе, а исключительно наличие "нетрадиционных" парочек

Ох уж эти возмутительные и отвратительные исторические реалии. :laugh:
18.11.2013 в 18:35

Better sexy and racy than sexist and racist
Спасибо, хорошо сформулировано.

(Пруфлинки искать лень, таких исследований немало.)
Если кто-нибудь кинется в меня ссылочкой или ключевыми словами, буду очень рада. Недавно с меня запросили пруф, а найти с ходу не вышло(
18.11.2013 в 19:00

По мне градом не попало, но я все равно надеюсь, что он выбил из меня всю дурь (с)
coffeplant, Если кто-нибудь кинется в меня ссылочкой или ключевыми словами, буду очень рада. Недавно с меня запросили пруф, а найти с ходу не вышло(

Ссылка на исследование (на англ.): ella.slis.indiana.edu/~herring/feminist.1992.pd...

Коротко на русском: galla-bella.livejournal.com/132368.html
18.11.2013 в 20:14

Better sexy and racy than sexist and racist
Lory (aka stature), Спасибо огромное)))
18.11.2013 в 20:34

I am not trying to be good. (c)
показательна бессмысленная сцена с Кэрол в белье.
Ты знаешь, соглашаясь со многим остальным (да почти всем!), должен сказать, что у меня свое видение этой сцены. Имхо это такой экивок-реверанс к изначальному ТОС, где "внезапно раздевшиеся по дурацкой причине" персонажи были везде. Я думаю, многие понимают, насколько эта сцена бессмысленна и неуместна, и я в этом вижу как раз восхитительную самоиронию, типа "посмотрите, как тупо смотрится внезапно раздевать персонажа ни с того ни с сего с какой-то дурацкой отмазкой". Не уверен, что это правильное прочтение, или что все его увидят так - но в общем сам увидел именно это.)
19.11.2013 в 00:59

пренебречь, вальсируем
::~Волдеморт в розово-зелёной кроссовке~::, это очень щедрое прочтение ))) То есть оно тоже имеет место быть, конечно - но когда Абрамса спросили, зачем он вставил эту сцену, его ответ был не таким остроумным ))) А вот Камбербетча под душем он вырезал, злодей.