воскресенье, 16 сентября 2012
Это в основном тот самый мой комментарий, написанный с утра в порыве чувств. У меня пока нет сил развивать мысль более подробно, тем более что мне не хватает матчасти. Так что это скорее изложение моих мыслей, которые в дебате легализация/криминализация ставят меня на сторону легализации, немного сумбурный. Сразу просьба на всякий случай - не думаю, что понадобится, но вдруг: можно ссылаться и цитировать, но перепощивать полностью не надо. Возможно, буду дописывать по мере додумывания.У меня отчетливое ощущение, что дебаты о проституции и более широком спектре sex work постоянно смешивают в кучу очень много разных вещей и подменяют одно другим. Разбирать все это по полочкам сложно, потому что тема такая. Но именно это я и пытаюсь сделать.
читать дальшеДля начала, в понятие sex work входят: проституция (иногда только ее и называют sex work, и я буду использовать это узкое значение далее в тексте), съемки в порнографии, секс по телефону, эротические танцы, несексуальные БДСМ-услуги и некоторые другие занятия. То есть спектр очень широкий, а принципы подхода и проблематизации на самом деле схожие, по крайней мере, про проституцию, порнографию и танцы точно.
Стоит сразу признать, что в современном обществе подавляющее большинство клиентов - мужчины, большинство работников - женщины. Это обусловлено рядом социальных факторов, но в конечном итоге придает проституции очень гендерную окраску и заметную гендерную специфику, которая тесно связана с патриархатной иерархией, культурой изнасилования и т.д. Забывать об этом нельзя. Но и зацикливаться только на этом, имхо, не стоит.
Далее. Если навскидку, то есть три группы взрослых людей, занимающихся проституцией:
- Жертвы human trafficking - то есть люди, которых похитили/обманули и заставили. На них концентрируются противники легализации и проституции вообще, в том числе феминистские, и многие sex workers находят это крайне проблематичным, потому что с одной стороны, это исключает две другие группы, о которых ниже, а с другой - исключает из поля зрения огромный поток траффикинга не для секса, а для другой черной работы. В целом human trafficking, разумеется, преступен, но он включает не только принуждение к проституции, но вообще явное похищение и насильственное принуждение к работе. Это отдельный вопрос.
- Жертвы устройства общества, назову это так. Это люди, которые не могут найти работу, равную по нагрузке и доходам, потому что так складываются обстоятельства вокруг них - нет образования, нет другой опции работать в свободном графике, все доступные работы не приносят такого дохода, и т.д. В подавляющем большинстве это женщины,молодые геи и лесбиянки, транссексуалы, бездомные - то есть многочисленные социальные группы, которые при современном устройстве общества оказываются на обочине. Это люди, которым, условно говоря, больше некуда пойти. (Впрочем, есть и другие занятия, в которые идут те, кому некуда пойти, часто криминальные или так называемая "грязная работа" в серой зоне закона. Но там чаще оказываются бедные и/или цветные мужчины, то есть менее сексуализированные и менее стигматизированные по признаку пола/гендера/ориентации группы. Можно отдельно поговорить о том, почему так происходит.) Само по себе существование ситуации "больше некуда пойти" - проблема общества в целом; угнетения женщин в целом, ЛГБТ и т.д., плюс классовые, расовые и другие структуры. Ее можно решать в частном порядке для вынужденных заниматься проституцией с помощью убежищ, программ поддержки, образования, но все равно это часть систематических проблем общества, и решается только вместе с ними.
- Добровольные sex workers. В существование которых противники проституции не верят. Однако людей, которые занимаются этой работой добровольно, довольно много, и они часто рассказывают свои истории. Многие из них относятся к образованному среднему классу, то есть это явно не случаи "некуда пойти". И они обычно выступают за легализацию проституции, одновременно выступая против human trafficking и против существующей структуры общества, которая принуждает людей идти в проституцию, хотя они не хотят ею заниматься. Они же обычно призывают не упрощать вопрос проституции до "за все" или "против всего".
Другой вопрос, который постоянно встает в этих дискуссиях - "как человек может добровольно заниматься сексом с непонятно кем за деньги". Тут опять есть несколько частей, и главная среди них, с моей точки зрения - понимание consent, согласия, в подходе yes means yes, в его расширенном варианте - у человека могут быть иные причины заниматься сексом, кроме простого физического "хочу", и нельзя их все скопом называть неправильными. Грубо говоря, некоторые люди могут вполне добровольно и осознанно заниматься сексом с другим человеком без чувств. Другие люди вполне могут испытывать моральное удовлетворение от секса с другим человеком, не испытывая удовлетворения физического (асексуалы про это хорошо знают). Моральное удовлетворение от хорошо проделанной работы и полученного дохода встает в эту же логическую цепочку. В данном случае работа своим телом равнозначна работе руками или мозгом, которую мы обычно не порицаем. Кстати, мозги в хорошем сексе работают вполне активно. Хотя это, видимо, самая сложная часть для понимания - то, что для некоторых людей секс не является сакральным и глубоко эмоциональным актом, а может восприниматься как нечто другое.
Следующий вопрос - это клиент. В современных обстоятельствах клиенты-мужчины часто стремятся унизить проститутку, даже в странах, где проституция легализована, как бы отыгрываются и делают все то, что не могут сделать с "нормальной женщиной". На мой взгляд, тут проблема не в проституции, а в:
а) общем сексизме общества, культуре изнасилования, общем унижении женщин и играющих "женскую роль" мужчин-геев, особенно в сексе; другие мужчины для того, чтобы "отыграться", не пойдут к проститутке, а найдут покорную жену и будут унижать ее. Это огромная проблема, и феминизму с ней еще бороться и бороться, изменяя общество, вытравляя культуру изнасилования и идею, что женщина априори ниже мужчины.
б) стигматизации проституции. Это целая ветка стигм, на самом деле: и "шлюха", и "секс за деньги", и "секс - это грязно", и "ты обслуга" (отдельная тема - стигматизация обслуживающего персонала, отвратительное отношение к нему), и еще пачка. Опять же, это смесь культуры изнасилования, патриархата и классового устройства общества (про обслуживание).
Есть еще вопрос безопасности sex workers в отношениях с клиентом. Sex workers, которые работают в нормальных условиях, могут не только заранее оговорить с клиентом, что именно будет делаться и как, но и отказаться от клиента до или в процессе, у них определенная безопасность условий работы, в том числе финансовая. Но это очень редкие случаи, и пока что sex workers преимущественно вынужденны организовывать все самостоятельно, мало кому удается, как той бразильской проститутке, с которой прокололся американский секретный агент, потащить клиента в полицию за отказ платить. Это тоже задачи для проработки. Во многом они тесно связаны с тем, что клиенты должны понимать - они платят деньги за услугу, а не покупают человека, чтобы творить с ним что угодно, и человек, который выполняет эту услугу, заслуживает такого же уважения, как любой другой.
Теперь про криминализацию и легализацию. Думаю, очевидно, что наказание за занятие проституцией - подход категорически неправильный, он наказывает того, кто и так находится в уязвимом положении, вполне возможно, не по своей воле. А вот дальше - вопрос в том, какие исходные посылки и какая цель. Если мы исходим из того, что секс за деньги - это плохо, что все проститутки - жертвы, что клиент проститутки совершает разрешенное изнасилование, и т.д. - тогда самый разумный подход это криминализация клиента.
Если мы исходим из того, что в идеальном виде проституция должна быть предоставлением услуги за плату, такой же профессией, как работа, скажем, массажиста, то задачи у нас другие: обеспечить работникам безопасность, приучать клиентов к приличному поведению и т.д., и к этому ведет скорее легализация. В реальности легализация ведет к этому не так быстро, как хотелось бы, скажем, унижать проституток клиенты не перестают, но у этого унижения, имхо, корни куда глубже, чем проституция как таковая, это часть общества, которую нам еще травить и вытравливать.
Update: у легализации и у криминализации примерно одинаковый набор проблем. В общем, я возвращаюсь к целям, как и писала в посте.
Если цель - вытравить проституцию везде и насовсем, то криминализация клиента - лучший вариант, я с этим согласна.
Если цель - сделать проституцию (и другие виды sex work, потому что они все связаны общей моральной позицией общества, как ни вертись) нормальным, легальным и уважаемым видом деятельности, то криминализация клиента этому явно не способствует. Следовательно, остается легализация. И тщательная проработка как контроля за работодателями и клиентами, так и отношения общества, и в конечном итоге вообще ситуации в обществе. Это потребует много времени, как потребовало много времени введение нормальных рабочих часов и условий на заводах, как много десятков лет отмывалась стигма секса вне брака, аборта и так далее - и все до сих пор не до конца отмылись, как брак после десятилетий работы феминисток все равно остается перекошенной властной системой... я могу этот список дальше продолжать. Почему от проституции, одной из самых тяжелых проблемных зон, требуется, чтобы все исправилось прямо сразу?
P.S.: Возможно, когда мир избавится от сексизма, в этом идеальном мире в проституции не будет необходимости. Возможно, ее будут заменять фраевские Дома Свиданий. Или станут распространены сексуальные психотерапевты в стиле буджолдовской Беты - кстати, сейчас есть sex surrogates, психотерапевты, которые лечат от проблем с близостью и интимностью, в том числе занимаясь с клиентами сексом.
Подводя итоги:
- я за легализацию проституции и других видов sex work
- легализация сама по себе не решает все проблемы, нужна огромная работа во многих сферах
- значительная часть проблем - структурные и связаны с патриархальным устройством общества, с культурой изнасилования, с нездоровым отношением к сексу и т.п.
- нельзя говорить о "свободе выбора" в отношении sex work, не делая оговорку про нынешнее состояние общества; но и лишать всех sex worker'ов собственной воли, объявляя, что все они жертвы обстоятельств с промытыми мозгами, тоже нельзя, нужно учитывать существование разных групп и принимать во внимание проблемы и потребности тех и других (а про human trafficking разговор вообще отдельный)
@темы:
[!],
$ body&beauty,
$ equality,
$ feminism,
$ privilege,
$ rape culture
А еще она ведет к повышению цен в легальных борделях (на обеспечение безопасности, лечения, правовой защиты нужны деньги), к падению популярности легальных борделей (потому что, во-первых, дороже, а во-вторых - обеспечение безопасности и так далее ведет к потере анонимности клиента. Если у проститутки в комнате камера - кто же пойдет к такой проститутке? Если проститутка не согласна без презерватива - зачем она?) и к стремительному развитию сектора нелегального, с траффикингом, насилием и прочими прелестями - купил бумажку, мол, у нас все легально, прилепил на фасад и делай, что хочешь. Сейчас в Нидерландах отказываются от легализации именно поэтому ("Вокруг Света", позапрошлый, кажется, номер).
А стигму легализация не снимает, она ее, имхо, вообще не затрагивает. Отношение к сексу и к принимающей роли в сексе не изменится от легализации проституции, отношение к женщинам и геям не изменится - так почему должно измениться отношение к проституткам?
Опять же, имхо, "в идеальном виде" проституция возможна только в уже идеальном обществе. Где секс - не грязь и ужас-ужас-ужас, женщина - человек, ЛГБТ не порываются ни казнить, ни лечить, и так далее, причем общество это должно занять собою большую часть пригодной для жизни суши. В современном же мире легализация - это дружелюбное подмигивание в сторону белых гетеросексуальных мужчин, мол, "да-да, эти - товар".
Конечно, есть добровольные, успешные секс-работники, и им хорошо там, где они есть. Но их гораздо меньше, чем рабынь с отобранными паспортами.
Я за криминализацию клиента, в общем.
Что касается стигмы - я и не говорю, что легализация сама по себе ее снимет. Ее, как и криминальный сектор, все равно ликвидирует только сильное изменение общества, до которого нам еще идти и идти. Точно так же, как только оно избавит нас от гомофобии, домашнего насилия, изнасилований и их оправдания, неравенства заработной платы... дальше список длинный.
А криминализация тут тоже не работает - Швейция вот криминализовала, и у них тут же образовался секс-туризм в соседние регионы. Для меня разница между легализацией и криминализацией в основном в месседже. Криминализация говорит "заниматься сексом за деньги плохо, точка". А легализация - "если безопасно, добровольно, разумно, то можно". Второй месседж мне нравится куда больше, дальше вопрос в реализации.
Ага. Любопытно, но, видимо, именно замалчивание некоторых вопросов (в результате можно было смотреть, думать и делать свои выводы) избавило меня от определённых предустановок, типа "проституция - плохо", "проститутка - вещь" и др.
В общем, я за легализацию и просвещение (и спокойное - читай: разумное - отношение к сексу).
сходить в бордель за угол проще, чем заморочиться на целую поездку за границу.
с введением легализации, повышением стоимости услуг, исчезновением возможности бить и насиловать арендованных секс-работниц, появлением необходимости приносить справку от врача и так далее, секс-туризм не образуется?
но кто ж ему это позволит? - существуют заводы, где и по 14 трудятся, и по 16, и спят в цеху. кто-то позволяет.
Криминализация говорит "заниматься сексом за деньги плохо, точка". А легализация - "если безопасно, добровольно, разумно, то можно". Второй месседж мне нравится куда больше, дальше вопрос в реализации. - я не вижу способов реализации. кто пойдет в легальный бордель, пока есть нелегальные? кто захочет иметь запись в трудовой "проститутка", пока существует стигма (в Германии многие проститутки поэтому не легализуются)? что на самом деле будет твориться за стенами "легальных" борделей?
конечно, если представить себе полную прозрачность и полный контроль над данной сферой, то да, все ок. только где его взять, такой контроль?
Если цель - вытравить проституцию везде и насовсем, то криминализация клиента - лучший вариант, я с этим согласна.
Если цель - сделать проституцию (и другие виды sex work, потому что они все связаны общей моральной позицией общества, как ни вертись) нормальным, легальным и уважаемым видом деятельности, то криминализация клиента этому явно не способствует. Следовательно, остается легализация. И тщательная проработка как контроля за работодателями и клиентами, так и отношения общества, и в конечном итоге вообще ситуации в обществе. Это потребует много времени, как потребовало много времени введение нормальных рабочих часов и условий на заводах, как много десятков лет отмывалась стигма секса вне брака, аборта и так далее - и все до сих пор не до конца отмылись, как брак после десятилетий работы феминисток все равно остается перекошенной властной системой... я могу этот список дальше продолжать. Почему от проституции, одной из самых тяжелых проблемных зон, требуется, чтобы все исправилось прямо сразу?
Я это в пост подниму.
Легализация самый разумный вариант.
Это ряд профессий из сферы услуг, нравится мне или нет, они есть, они востребованы, есть люди которые идут в профессию сознательно и с удовольствием. Проблемные вопросы станут спецификой техники безопасности и организации, а они у каждой отрасли свои. Даже в анонимности не вижу проблемы - в любой работе сферы услуг есть коммерческая\производственная\тайны заказчика и до тех пор пока отношения остаются в рамках законодательства ни у кого нет права её нарушать.
А мешать сюда же секс-траффик нельзя, это преступление. К сожалению, их часто смешивают, как педофилию и гомосексуализм.
Плохо поступили укравшие в работсов людей люди? Несомненно.
Плохо шить куртки? Нет, конечно.
Так и с проституцией.
Про культуру изначилования и унижение проститутки - ну, в культуре изнасилования изначальный посыл "сильный унижает слабого". Человек -во - власти унижает нижестоящего, мент унижает граждан-не-ментов и т.д. Отношение к проститутке - лишь следствие глобального культурного процесса.