Я поднимаю старый пост с некоторыми дополнениями.
Во-первых, мне несколько раз уже приходилось объяснять эти понятия, а во-вторых, я часто вижу возражения, мол, "много людей ведут себя как демисексуалы, это же не повод". Собирался написать короткий пост, но получилась простыня
Асексуал - человек, который не испытывает сексуального влечения. Асексуальность была отмечена на шкале Кинси (хотя обычно не включается в ее распространенные изображения) и определялась им как "полное отсутствие социо-сексуальных контактов и реакций".
Про асексуальность дальше.Асексуальность принципиально отличается от целибата тем, что целибат, или сексуальное воздержание, является сознательно выбранной практикой, при этом человек может испытывать сексуальное влечение к другим людям, но не реализовывать его; асексуал же не испытывает сексуального влечения как такового, хотя может при этом участвовать в сексуальном взаимодействии с партнером при тех или иных обстоятельствах. Асексуалы могут испытывать сексуальное возбуждение и разрядку, но не испытывают желания вступать в сексуальное взаимодействие с другими людьми.
Асексуальность не исключает стремления создавать романтические отношения, хотя часть асексуалов не испытывает романтического интереса (аромантики). Асексуалы способны находить других людей привлекательными с эстетической, эмоциональной, романтической точки зрения. Такого рода интерес может быть направлен только на людей одного или более гендера (гетероромантик, гоморомантик, биромантик, панромантик).
Существует несколько моделей и объяснений асексуальности, из которых наиболее объемной, с моей точки зрения, является Модель Rabger'а. Она разделяет сексуальное влечение и сексуальное желание. Редко, но все еще иногда используется модель ABCD-типов, в которой лично я путаюсь, но нахожу ценным выделение еще и сексуального драйва, то есть способности испытывать возбуждение - то, что отмечалось ранее в посте.
Про "серую зону" сексуальности и демисексуальность.Асексуальное сообщество признает существование разных идентичностей по признаку активности сексуального влечения, от собственно асексуальности (полного отсутствия сексуального влечения) до сексуальности (активного сексуального влечения), включая многочисленные промежуточные идентичности, "серую зону" а/сексуальности (gray-A). Хотя внутри и вне сообщества регулярно идут дискуссии, в которых пытаются провести границу между асексуальностью и сексуальностью и рассортировать идентичности по кучкам, или возникают споры по поводу "настоящести" той или иной идентичности (аналогично дискуссия по поводу гомосексуальности, бисексуальности и т.д.), это во многом результат доминирования бинарных парадигм и требуемой ими "ясности в определениях - туда или сюда". И кстати о дискуссиях и перекосах: во-первых, не стоит путать асексуалов с анти-сексуалами, хотя некоторые асексуалы выражают антисексуальные взгляды, но это просто пересекающиеся множества; во-вторых, асексуалы в большинстве своем не стремятся запретить обсуждение сексуальности или ее выражение, но хотят расширить понимание человеческой сексуальности и привлечь общее внимание к разнообразию человеческих идентичностей. В общем, это еще один пример бесконечного разнообразия в бесконечных комбинациях.
Демисексуал - это человек, который не испытывает сексуального влечения, пока не сформирует сильную эмоциональную привязанность к другому человеку. Демисексуалы способны ценить эстетическую привлекательность других людей, и внешность и гендер людей могут влиять на формирование романтических чувств к ним.
Частое возражение против использования этого термина и выделения этой идентичности - "многие люди предпочитают заниматься сексом только с теми, кому привязаны"; однако есть принципальное различие. Многие сексуальные люди действительно предпочитают реализовывать свое сексуальное влечение только с теми, к кому испытывают эмоциональную привязанность, однако само по себе сексуальное влечение у них возникает до эмоциональной связи; они могут испытывать сексуальное влечение даже к незнакомому или едва знакомому человеку. Эмоциональная привязанность является для них фактором в принятии решения о том, реализовывать ли сексуальное влечение, а также может питать сексуальное влечение в уже существующих отношениях, однако не является первичной по отношению к сексуальному влечению. У демисексуалов эмоциональное влечение является первичным, и сексуальное влечение они испытывают только к конкретному партнеру или партнерам, с которыми установлена эмоциональная связь, чаще всего романтическая.
Про причины выделения асексуальности и "серой зоны" как идентичности; модель коллективной идентичности.Причины выделения асексуальности как идентичности, с моей точки зрения, лучше всего объясняет модель коллективной идентичности.
Сексуальность, то есть наличие активного сексуального влечения к другим людям, является в настоящее время социальной нормой. Хотя реализация этого влечения может контролироваться социальными ограничениями, однако предполагается, что сексуальное влечение присуще всем людям и функционирует примерно одинаково; в большинстве случаев подразумевается, что оно вызывается внешними и физическими факторами (внешность, запах, голос и т.д.), и является первичным по отношению к романтическому интересу; а понимание романтической/любовной близости оказывается тесно связано с близостью физической. Люди, которые не испытывают сексуального влечения (или у которых сексуальное влечение является вторичным по отношению к эмоциональному и романтическому), оказываются отклонением от этой социальной нормы.
В обществе, которое не уделяет столько внимания сексуальному влечению, не определяет его наличие как социальную норму (в том числе норму психологического и физического здоровья человека) и как обязательный компонент близости, асексуальные люди не испытывали бы потребности выделять свою идентичность, так как не ощущали бы себя маргинализированными доминирующей культурой.
С точки зрения этой модели неудивительно, что часть людей, не испытывающих сексуального влечения или испытывающих его по демисексуальной модели, не идентифицируются с асексуалами или демисексуалами (или с любой другой идентичностью из "серой зоны"). Скажем, человек, у которого сексуальное влечение является вторичным по отношению к романтическому, но который более-менее адаптировался к окружающей культуре, или не ощущает ее давление как неприятное, или перенял социальные сценарии, которые поддерживают его модель сексуальности, не будет испытывать потребности в идентичности. (Например, долгое время существовал стереотип о том, что женщины не испытывают сексуального влечения "без любви", поэтому многие женщины с демисексуальной моделью влечения не испытывали дискомфорта, в отличие от женщин с сексуальной моделью влечения.)
(Кстати, логика коллективной идентичности вполне применима к другим квир-идентичностям.)Updates:С тех пор, как я написала этот пост, более видимой стала еще одна идентичность серого спектра -
аромантик, то есть человек, не испытывающий спектр эмоций, который мы обычно называем романтической любовью, или влюбленностью.
Про романтическую любовь как нормативное требование общества и формирование групповой идентичности. Как и с серой сексуальностью, часто возникают вопросы: во-первых - как можно этого не испытывать, и если тебе это чувство незнакомо, то может, просто потому, что еще не встретил нужного человека? Во-вторых, зачем это выделять как идентичность?
На первый вопрос ответ может быть только один: если люди не испытывают эмоции, которые могут описать как романтические, т.е. соотносимые с общественными представлениями о романтической любви, значит, не испытывают, и не видят причин полагать, что когда-либо испытают. Что касается второго - вернемся к модели коллективной идентичности и посмотрим на роль романтической любви в современном обществе. (сразу замечу, что эта роль сформировалась только за последние сто лет, до этого романтическая любовь как концепция функционировала совсем иначе.) Романтическая любовь в нем представляется высшей ценностью. Отношения с партнером должны начинаться с романтической любви, и она же должна цвести в них на протяжении всего их срока; угасание романтической любви является поводом для окончания отношений. Романтическая любовь оправдывает многие действия и формы поведения, например, измену, нарушение социальных ожиданий семьи и т.д. (Заметим, что эту ценность любви регулярно используют в риторике ЛГБТ, говоря "дело не в сексе, а в любви, если я люблю человека своего пола, неужели я должен от этого отказываться".) Человек, в чьей жизни не было романтической любви, представляется не прожившим полноценную жизнь. Под таким социальным давлением вполне естественно, что люди, которые не вписываются в заданные этим давлением рамки, но и не стремятся признавать себя "неполноценными", формируют групповую идентичность. Разумеется, аромантики испытывают другие спектры эмоций, и могут при желании формировать отношения, основанные на глубокой привязанности, но из спектра эмоций, которые не соответствуют пониманию романтической любви.
Иногда выделяются также демиромантики, у которых спектр романтических эмоций возникает только после формирования глубокой привязанности - сценарий, который не соответствует норме романтической любви: предполагается, что она возникает сразу, на этапе первого знакомства, так же, как сексуальное влечение в нормативном сценарии возникает при первой встрече, а не после долгого формирования эмоциональной связи.
@темы:
[!],
$ rainbow,
$ queer,
:Квир-Лего:
Мне сейчас очень актуально, только собралась разыскивать информацию.
Хотела одну вещь уточнить:
Antisexualism remains a major presence in the Russian asexual community, and prompted the migration of much of that community to Russian-language forums hosted on AVEN. (с)
Это действительно до сих пор так? =(
И насколько некрасиво будет предположить, что нашим согражданам в принципе сильно хуже дается понимание идеи "бесконечного разнообразия в бесконечных комбинациях" из-за доминирования в менталитете "бинарных парадигм" - по сравнению с англоязычными коллегами?
Но в принципе, отстаем мы по всем параметрам понимания, и во всех же склонны к крайностям...
Irit,
А то у меня например возникают только ассоциации с заезженными штампами про сердечки, закаты, конфетно-букетный период и брачевание, но это не про эмоции, а про внешние атрибуты же...
Но если коротко, то это такой букет из эмоций, который обычно описывают - когда сердце бьется, голова кругом, думаешь только об объекте, все остальное кажется неважным, критическое мышление снижается, и т.д. (Биологи говорят, что это гормональный букет, дающий эффект, похожий на опьянение, только на срок от полугода до двух. Не хочу прибегать к биологическому редукционизму, но похоже.) Конечно, дальше надо дифференцировать между влюбленностью (собственно стартовым пакетом), острым сексуальным влечением (которое в нее по нормативу включено, но на самом деле не обязательно и к тому же может существовать без нее) и долгосрочными романтическими чувствами (которые, наверное, существуют).
Спасибо, вот так стало немного яснее))
А есть какое-то четкое определение сексуального влечения, которое однозначно отрывало бы от его сексуального желания и пометки про себя в голове "ага, это человек соответствует моим эстетическим предпочтениям внешности для партнера"?
Если развернуто, то: в обществе в целом понятия "человек красивый", "я хочу его трогать", "я хочу заниматься с ним сексом", а также "я возбужден", "я хочу секса с другим человеком" и "я хочу получить оргазм" слеплены в единое (весьма невнятное периодически) целое. Это я еще эмоциональный компонент не включил, кстати, чисто эстетически-физиологический спектр. И все вариации на тему "я не хочу секса сам, но хочу сделать приятно партнеру, который хочет секса".
Для меня работает определение "сексуальное влечение - это активный интерес к сексуальному взаимодействию с конкретным объектом", в отличие от "сексуальное желание - желание заниматься сексом" (объект не конкретизирован) и собственно эстетического интереса.
и можно репост?
а вообще, большое спасибо за пост)
Репостить можно
спасибо!