пренебречь, вальсируем
Мне попалась интересная схема оценки гендерного равенства в художественных произведениях, которая развивает тему теста Бехдель: Standards for gender equity in TV shows. Я перевела-пересказала ее вкратце, по ссылке подробнее, а в комментариях масса примеров.
Уровень 1. Женщин-протагонистов нет. (Второстепенные персонажи не считаются, за исключением шоу, в котором только один протагонист - и то со скрипом.)
Уровень 2. Только один женский персонаж.
Уровень 3. Много женских персонажей, главных и второстепенных, но мало что рассказывается с их точки зрения. Недостаточно просто показывать женщин, нужно признавать, что они (их точка зрения, их история) так же интересны, как мужчины.
Уровень 4. Много женских персонажей, истории рассказываются с их точки зрения, но и персонажи, и истории набиты стереотипами.
Уровень 5. Много женских персонажей, история с их точки зрения и не стереотипные, но у них нет самостоятельной и активной роли и цели в сюжете. Часто женщины в сюжете только реагируют, выполняют приказы, следуют за мужчинам, делают второй ход.
Уровень 6. Много женских персонажей, истории с их точки зрения и не стереотипные, у них есть собственная роль и цель и сила в сюжете, но они лишаются их из-за виктимизации и/или смерти. Их берут в плен, обманывают, лишают способностей, убивают, и они не могут выполнить свои планы, или эти планы выполняют за них мужчины.
Уровень 7. Много женских персонажей, истории с их точки зрения и не стереотипные, у них есть собственная роль и цель и сила в сюжете, которые у них не отбирают, но у них нет отношений с другими женщинами.
Уровень 1. Женщин-протагонистов нет. (Второстепенные персонажи не считаются, за исключением шоу, в котором только один протагонист - и то со скрипом.)
Уровень 2. Только один женский персонаж.
Уровень 3. Много женских персонажей, главных и второстепенных, но мало что рассказывается с их точки зрения. Недостаточно просто показывать женщин, нужно признавать, что они (их точка зрения, их история) так же интересны, как мужчины.
Уровень 4. Много женских персонажей, истории рассказываются с их точки зрения, но и персонажи, и истории набиты стереотипами.
Уровень 5. Много женских персонажей, история с их точки зрения и не стереотипные, но у них нет самостоятельной и активной роли и цели в сюжете. Часто женщины в сюжете только реагируют, выполняют приказы, следуют за мужчинам, делают второй ход.
Уровень 6. Много женских персонажей, истории с их точки зрения и не стереотипные, у них есть собственная роль и цель и сила в сюжете, но они лишаются их из-за виктимизации и/или смерти. Их берут в плен, обманывают, лишают способностей, убивают, и они не могут выполнить свои планы, или эти планы выполняют за них мужчины.
Уровень 7. Много женских персонажей, истории с их точки зрения и не стереотипные, у них есть собственная роль и цель и сила в сюжете, которые у них не отбирают, но у них нет отношений с другими женщинами.
Мне кажется, что вот на этом месте автор чего-то не доработал. Если с мужскими персонажами по ходу происходит то же самое - почему это genderfail?
а то вы давненько нас уже не навещаете, надеюсь, в Новом году будете делать это чаще)
и хороших праздников!
С женщинами чаще происходит следующее: если попала в плен - либо ее оттуда будет вытаскивать мужчина, либо ее попадание в плен создаст герою-мужчине проблемы, и сюжет сосредоточится на этих проблемах. Если умирает, то чаще не в бою, а как жертва на алтаре.
Отдельно интересна тема со способностями: очень часто именно персонажи-женщины обладают некими мистическими неконтролируемыми способностями (часто связанными с их женственностью и иногда с девственностью), но этими способностями управляют окружающие их мужчины (дают, забирают, используют женщину вместе со способностями). В финале женщина либо оказывается жертвой своих способностей, либо лишается их ради любоффи и спасения мира, либо теряет над ними контроль и оказывается, что они какие-то плохие. Мужчина со сверхъестественными способностями с большей вероятностью будет распоряжаться ими самостоятельно и в финале их использует для пользы дела, не теряя и не погибая. Этот троп про женщин удачно развернули в Баффи несколько раз, особенно в 7 сезоне: Баффи отправляется к истокам силы Слээра, в прошлое, и узнает, что три колдуна из какого-то древнего племени впихнули эти силы в Первую истребительницу, против ее воли, потому что сами их боялись, после чего начали ее гонять и контролировать (позднее это превратилось в институт Наблюдателей, которые представляют собой очень патриархальную организацию и занимаются тем, что строят и контролируют Истребительницу). Они же решили, что Истребительница должна быть одна и строго подконтрольная, поэтому первым девочкам вообще ничего не давали делать, "спать на костях, не иметь друзей" и т.д. Они попытались поступить так же с Баффи - заковать и впихнуть в нее еще какую-то новую силу. Баффи их послала лесом, взяла нужные способности сама, после чего с помощью ведьмы Уиллоу распределила их между всеми женщинами мира, у которых есть потенциал Истребительниц. Месседж такой месседж
dvp Я не могу поддерживать столько блогов, извините.