- Воспроизведение кривых стереотипов и дискриминационных тропов в культуре в большинстве случаев - продукт не злого умысла автора, а неумения/нежелания задуматься и банальной невнимательности.
- Стереотипы могут восприниматься по-разному в зависимости от культурного багажа и истории страны. Например, то, что чернокожая Марта Джонс была вынуждена работать прислугой, вызвало гораздо более острую реакцию у американских зрителей; британские зрители сильнее реагировали бы на такой неудачный ход в отношении индусов или ирландцев, но в целом их интересует больше классовая дискриминация, чем расовая.
- Один из ключевых материалов для разговора о гендерных стереотипах в культуре - полоролевая теория Парсонса.
- Многие авторы знают, что их окружают крайне разнообразные люди, но когда приступают к тексту (в широком смысле), то начинают писать о неких сферических людях в вакууме, в стереотипных рамках, или опираются на гипотетическое представление о том, что хочет/ожидает видеть читатель/зритель.
- Джосс Уэдон прекрасен тем, что не повторяет гендерные стереотипы жанра, и даже не просто инвертирует их, а деконструирует, собирая персонажей, чья мужественность или женственность никак не связана с тем, соответствуют ли они гендерным стереотипам своего пола.
- Надо брать таблицы гендерных стереотипов (которые сначала надо найти, кроме Парсонса) и смотреть персонажей Уэдона, особенно Buffy, потому что из всех историй Уэдона, которые я видела, эта одновременно максимально приближена к "простой" реальности и больше всего играет с гендером. Firefly - иная реальность, и там больше обыгрываются стереотипы жанра; Dollhouse ведет совсем другую игру, в плоскости большой многослойной социальной метафоры.
- Кстати про Dollhouse: я жду завершения сериала, чтобы посмотреть его целиком и внимательно подумать. Это отчетливая метафора культуры сексуального насилия, и чем дальше, тем это заметнее, но мне интересно, куда Джосс ее выведет. Один из самых интересных моментов в этом плане - возвращение Пийи в доллхаус в 2х04.
на полях, бессистемно
svollga
| среда, 16 декабря 2009