Это очаровательно. Это безбашенно, трогательно, романтично и пафосно. И красочно. Это совершенно не исторично - и не надо. Casanova - это сказка о знаменитом ловеласе и мошеннике. И, разумеется, о любви.
Подробнее.Сценарий писал Рассел Т. Дэвис, и это ощутимо. С одной стороны, получилось именно то, что перечисленно выше, потому что в сценарии есть пафосные монологи и юмор вплоть до крэка, картинные погони и ловкое решение неловких ситуаций, романтика и ангст (цитаты на imdb). С другой стороны, в упивании деталями РТД периодически теряет то, что по-английски называется consistency. Он вписывает второстепенных персонажей для пары ярких сцен - а потом задвигает их на задний план, не убирая вовсе, но и не раскрывая там, где это напрашивается. Развивая одну из логических веток очередного поворота, он теряет все остальные, хотя их можно было бы подхватить парой реплик. Короче, если бы фильм был текстом, это был бы увлекательный, полный живых деталей и диалогов, но сумбурный роман. Тем не менее, фильм получился очаровательным.
У меня осталось смутное ощущение, что три серии, на которые он разбит (это мини-сериал) - это три отдельных фильма. Первый - плутовская комедия; шальной и забавный, полный искрометного юмора, авантюрных выходок и секса. Это можно оценить по фрагментам. Второй - мелодрама; история любви и потери, бесконечная погоня за Генриеттой. И третий - трагедия о человеке, жизнь которого в финале обернулась против него. Впрочем, впечатления все равно остаются светлыми.
Отдельно хочется поговорить "про это". Британцы (по крайней мере, делавшие то, что я смотрела в последнее время) любопытно снимают постельные сцены. В американском фильме постельная сцена - это обязательные пять минут раздевания и движения под музыку, с метанием по простыням, крупными планами рук на спине и скромно отъезжающей в сторону камина камерой. В британском фильме мне все время хочется поставить к постельным сценам эпиграфом бессмертную фразу "к сексу надо относиться с юмором". Получается не всегда красиво, но всегда бодренько и с огоньком. И это, на мой взгляд, намного эротичнее, чем пафосно сплетающиеся руки и долгие поцелуи в гланды при свете камина.
О Казанове, молодом и старом.Впрочем, если фильм о Казанове, то половину успеха обеспечивает, разумеется Казанова - то есть актер, который его играет. И в этом фильме они (оба - молодой и старый) справляются со своей задачей так, что сценарий мог бы быть вдвое хуже, но очарования фильма это не убило бы.
Молодого Казанову играет Дэвид Теннант. Его Казанова - это вечный мальчишка с тонкой талией и сногсшибательной улыбкой. Его сумасшедшая, озорная и трогательная харизма завоевывает сердца, не разбивая их. И еще - в этом фильме у него синие глаза. Огромные синие глаза. Взгляд наповал.
Исповедь Казановы; она же на русском, хотя в этом случае перевод и дубляж оставляют желать много лучшего - но альтернативы я не нашла.
Пикспам из промо-фото:
~ ~ ~
Старого Казанову, который рассказывает всю эту историю, играет Питер О'Тул, и единственное живущее в сети промо-фото, которым я предваряю этот абзац, никак не передает образ из фильма. Честно говоря, если бы мне пришлось выбирать между молодым Казановой и старым, я выбрала бы старого, несмотря на морщины и утку под кроватью. Вышеописанная мальчишеская харизма и фирменная искренняя галантность Казановы в старике волшебным образом превращаются в нечто такое, перед чем устоять невозможно. Кстати, вопрос к сценаристу, который у меня остался: как, как этот восхитительно обаятельный старик не сумел charm his way в доме, в котором он живет? Почему сердце вредной экономки еще не пало к его ногам? Не верю! (с)
Оценить самим можно здесь.
Об эстетике фильма.Отдельный восторг у меня вызвала эстетика фильма. Об историчности речи не идет; в фильме, где на балу в Венеции спонтанно изобретается вальс, Казанова во время игры в карты выглядит вот так, и вообще половина актеров имеют очень косвенное отношение к белой расе, независимо от положения и происхождения их персонажей, историчность ни к чему. (Хотя тем комментирующим, которые в качестве примера не-историчности Casanova приводят то, что Казанова в фильме изобретает лотерею, стоило бы поговорить с гуглом: он действительно ее изобрел.) Однако костюмы и интерьеры создают образы, которые лично у меня вызывают сильнейший эстетический оргазм. Делается это в основном за счет цветовой гаммы и небольших деталей, а также движения - но в результате получаются очень четкие картины места/времени/настроения. Ниже - слайды, качество низкое, потому что в сети найти не удалось, пришлось капсить самой и на коленке; только для общего представления.
Венеция, насыщенные чистые краски комедии дель арте:
Бонус: Казанова и Беллина - сначала в парадной модной одежде, а потом как нарушители приличий и традиций:
Далее - Париж, пастельные тона, зефирные существа с напудренными лицами и париками:
Марципановые люди и Казанова парижского разлива:
Англии будет мало, потому что она визуально не настолько интересна, имхо - хотя образ получился вполне выразительным, но он сделан скорее за счет манер и поведения на фоне остальных городов, чем за счет картинки в чистом виде.
И наконец, Неаполь, пропитанный запахом серы и ощущением близости то ли смерти, то ли ада, который доводит происходящее до полного постмодернизма:
P.S.: Напоследок - приятный клип на Don't Stop Me Now: