В критической социологии науки мой любимый момент - когда ты в очередной раз видишь трюк, стоящий за "объективностью" научного знания. В частности, в естественных науках, с которыми я имею дело чаще всего, этот трюк выглядит так: сначала мы проецируем социально обусловленные категории и нормы на объект изучения; потом мы объясняем спроецированную категоризацию "научными" данными; потом мы ловким движением руки убираем из произведенного научного знания факт проецирования социального; и наконец на основе полученных "научных данных" объясняем социальные явления и - сюрприз! - подтверждаем исходно спроецированные категории и нормы!

Примеры про гендер мне уже надоели, а вот литература, которую я недавно читала к занятию, напомнила пример про расу как социальный конструкт. Вот цитата: Skin color (as the basis for race-specific health research and other things) was used to break the biological continuum of humanity into continental races long before we knew anything about genetic differences but skin color differentiation shapes scientists' choices today about which biological characteristics to look for. (Цвет кожи как основа для расово специфических исследований в области здоровья для других использовался для разделения биологического континуума человечества на континентальные расы задолго до того, как мы узнали что-то о генетических различиях, но дифференциация по цвету кожи до сих пор продолжает влиять на выбор учеными значимых биологических характеристик.)

Многобуков с попыткой это распаковать.