Про феминизм в книгах про мисс Фишер можно много говорить (и уже много говорят рецензенты), но мне запомнился один момент. Искать его в книге и выцарапывать текст из мобильного формата мне лень, поэтому своими словами.
В 19-й-книге Фрайни обнаруживает, что молодых девушек продают в египетские бордели, и размышляет: Что бы я сделала, если бы меня так продали, в чужую страну, где я не знаю языка? Набралась бы словечек от клиентов, соблазнила бы охранника, украла бы одежду, сбежала и нашла британское консульство. Я бы вырвалась. Что сделала бы средняя девушка, юная, напуганая и глупая? Ничего из этого. И вот за этими размышлениями следует важный вывод: Поэтому их похищение и продажа - преступление, и его нужно прекратить.
Меня это зацепило, потому что напоминает об одном из дивных возражений к философии социальной справедливости и равенства возможностей: "Кто заслуживает - тот пробьется сам". Когда феминисток тыкают носом в женщин, которые пробились в "мужском" мире, как Маргарет Тетчер, и говорят, что вот - они просто были лучше всех, и не требовали особых условий, потому что они женщины, когда тем же самым отвечают на критику системного расизма или гомофобии, тем самым подчеркивается принцип выживания сильнейшего, в котором правила для выживания всех остальных устанавливает тоже сильнейший. Остальные сами дуры виноваты.
И внутри феминизма тоже случаются такие товарищи, которые говорят с самых разных феминистских позиций: не можешь уйти от мужа? не можешь отказаться от давления общества? не можешь сепарироваться и вести постоянную войну? не можешь достичь успехов в карьере, обойдя мужчин, и доказать, что женщины тоже могут? Сама дура виновата.
Все это логика сильнейших (в рамках своих ценностей): Не можешь сравниться со мной? Сдохни. По этой логике Фрайни должна была сказать: ну что ж, если эти дурочки попались похитителям, пусть сами сбегают, а не могут - ну, их проблемы. Но Фрайни так не говорит и не думает никогда, даже когда в очередной раз сталкивается с людьми, находящимися в ловушке собственных взглядов и социальных рамок. Она просто помогает, чем может, не пытаясь по большей части поучать - просто останавливая преступников, которые пользуются слабостью, вызванной социальными рамками и обусловленными ими взглядами.