Judith Butler, Is Kinship Always Already Heterosexual? (.pdf)

В этом эссе Джудит Батлер разбирает тему родства, ее отношение к браку и то, как это соотносится с квир-отношениями. В публичном дискурсе тему родства очень тесно связывают с гетеросексуальным браком и воспроизводством, что особенно явно видно как раз в диспуте об однополых браках: аргумент о невозможности появления в однополом союзе кровного ребенка обоих супругов используется противниками однополых браков (и однополых отношений вообще) практически всегда. Более того, как пишет Батлер, логика такого подхода утверждает, что родство не работает или не считается родством, если не принимает узнаваемую форму семьи.
Вопрос узнаваемости и вытекающей из нее легитимности тех или иных форм родства является одним из основных в этом эссе. Борьба за однополые браки - это борьба за узнаваемость и легитимность однополых союзов. Но аргументация как противников, так и сторонников однополых браков таит в себе ловушку: очень часто аргументация в пользу однополых браков строится по принципу их соответствия тому, что считается гетеросексуальной нормой: парность, моногамность, совместное проживание, наличие или желание детей. Этот подход одновременно закрепляет норму как таковую и исключает все другие формы родства, гетеро- и гомосексуального, как нелегитимные: нерегистрируемые партнерства, полиамурные отношения, союзы, априори исключающие заведение потомства, и т.д. Батлер говорит о стремлении к такой норме как "желании государственного желания".
Дискуссия о родстве и однополых браках всегда включает в себя обсуждение ребенка, его возможности как таковой и пользы/опасности для него. Образ ребенка в этой дискуссии тесно связан с передачей культуры, и Батлер рассматривает этот вопрос с позиций культурологии и антропологии, с точки зрения фантазии о нации и государстве. От себя хочу еще добавить, что еще образ ребенка в такой дискуссии все время обсуждается с точки зрения передачи моделей гендера и сексуальности, и опять же подчеркивается нормативная модель парной моногамной гетеросексуальности; даже защитники однополых союзов часто используют аргумент "в однополых парах может вырасти гетеросексуальный ребенок" или "две матери могут успешно воспитать сына настоящим мужчиной", как будто иная сексуальность или гендерная идентичность или гендерное поведение - это плохо.
Батлер признает, что в текущей политической ситуации приходится колебаться между политической позицией легитимизации, например, однополых браков и критическим подходом к самой потребности этой легитимизации именно в такой форме, в рамках существующих нормативов.

Цитаты (на английском).